Почему США так боялись русскую подлодку «Курск»
Гибель атомной подводной лодки К-141 «Курск» 12 августа 2000 года стала общенациональной трагедией, отозвавшись болью в сердцах миллионов. Споры о причинах катастрофы, унесшей жизни 118 членов экипажа, не утихают до сих пор, порождая версии о столкновениях с неопознанными объектами или атаке со стороны ВМС США. Но за этой трагедией — славная и героическая история службы, которую нельзя забывать.
Рождение исполина
Закладка атомного подводного крейсера под номером 662 на стапелях «Севмаша» в 1990 году стала событием. Это был исполин подводного флота — водоизмещением в 14 700 тонн, способный погружаться на глубину до 500 метров и развивать под водой скорость свыше 60 км/ч. Два атомных реактора общей мощностью в 100 000 л.с. позволяли ему находиться в автономном плавании до 120 суток.
Его главной силой было ракетно-торпедное вооружение: 24 сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Гранит» и 30 торпед и мин. Оснащённый новейшими системами связи, разведки и целеуказания, «Курск» был способен в одиночку противостоять целой авианосной группе, контролируя огромные акватории.
Весной 1993 года кораблю было присвоено имя в честь легендарной Курской битвы, а в 1994 году он вступил в строй, войдя в состав Северного флота с портом приписки Видяево.
Легендарный поход в Атлантику
Командиром корабля был назначен капитан 1-го ранга Геннадий Лячин. Под его началом собрался один из лучших экипажей флота. Осенью 1999 года «Курск» блестяще выполнил ракетные стрельбы на приз Главкома ВМФ, продемонстрировав высочайший уровень подготовки.
Именно тогда, в разгар бомбардировок Югославии авиацией НАТО, «Курск» получил секретный приказ: прорваться через Гибралтарский пролив в Средиземное море для слежения за ударной группировкой США во главе с авианосцем «Теодор
Русские сербам помочь не могли – своих проблем было выше крыши.
В этой обстановке командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Алексеевич Попов приказал «Курску» совершить поход в Атлантику и прорваться через Гибралтарский пролив в Средиземноморье, чтобы вести наблюдение за американцами.
«Курск» и экипаж прекрасно справились с задачей, вызвав переполох своим появлением у берегов Сербии. «Это была просто песня!» – так позже вспоминал адмирал Попов. Появление возле американского флота русского крейсера, который уже успели прозвать «убийцей авианосцев», вызвало волнение среди морских офицеров США.
Подводный крейсер искал весь НАТО, но он, проведя наблюдения за кораблями и отработав пять условных атак по кораблям США, исчез с экранов радаров противолодочных кораблей, словно его и не было!
Говорят, после этого похода пострадало не только американское самолюбие: своих должностей лишились несколько высокопоставленных офицеров НАТО, ответственных за зону Гибралтарского пролива, а «Курск» и его экипаж стали чуть ли не «личными врагами США».
По возвращении домой крейсер был признан лучшей лодкой Северного флота, 72 члена экипажа получили различные награды, капитана I ранга Геннадия Петровича Лячина представили к Герою России.
Вообще, этот год стал дня «Курска» знаковым: по итогам состязаний между экипажами Седьмой дивизии СФ России крейсер был признан лучшим. Почти треть экипажа была признана специалистами высшего класса.
Гибель крейсера
В 2000 году СФ начал готовиться к походу в Средиземное море, в котором должна была принять участие авианосная маневренная группа кораблей.
10 августа 2000 года «Курск»вышел в море в район Кольского полуострова для проведения учений. Ранним утром 12 августа он провёл условную атаку на авианосец «Адмирал Кузнецов» и крейсер «Пётр Великий», но потом замолчал и следующую учебную атаку не выполнил. Позже стало известно, что последние записи в судовом журнале были сделаны в 11:15.
В 11:28 гидроакустическая установка на «Петре Великом» уловила взрыв, корабль тряхнуло. Тогда никто не обратил на это внимания, но именно в этот миг на «Курске» прогремел взрыв. Крейсер нашли через сутки на глубине в 108 метров. Позже стало известно, что весь экипаж погиб сразу, и только 24 человека в отсеке № 9 были ещё какое-то время живы.
Официальной версией гибели крейсера стала утечка пероксида водорода, входящего в состав топлива торпед, что вызвало воспламенение, взрыв, пожар и второй взрыв торпед в отсеке № 1. Это разрушило перегородки и привело к повреждению корпуса.
Однако высказывались и другие гипотезы. В свете похода в Средиземное море они не выглядели такими уж фантастическими. Считали, что крейсер торпедировали американцы, что причиной аварии могло стать столкновение крейсера с подводной лодкой противника. Была даже гипотеза, что учебная торпеда «Шквал» могла отрикошетить от корпуса подлодки США и попасть в корпус «Курска», что привело к случайной детонации торпеды в отсеке. Были и более прозаические версии: например, считали, что крейсер мог подорваться на мине времён Второй мировой войны.
Для выяснения обстоятельств гибели крейсера его подняля со дна моря. Сейчас от «Курска» осталась только рубка с ограждениями. Остальное утилизировано.
