Как финские писатели участвовали в расстреле автора «За спичками»
Порой попадаются такие красноречивые факты, которые для понимания исторического процесса могут дать больше, чем долгие абстрактные рассуждения. Итак, белый и красный террор сквозь призму одного эпизода, произошедшего неподалеку от Свеаборга 21 мая 1918 года.
«Утром 21 мая 1918 года некий портовый буксир отчалил от пристани на Торговой площади в Хельсинки. Его пунктом назначения был близлежащий остров Сантахамина. На борт поднялась пёстрая публика: вооруженные солдаты и гражданские лица, взятые в ходе захвата Хельсинки красные пленные и их охранники из белой армии. Самым известным из пленных был писатель Алгот Унтола, работавший в Хельсинки редактором газеты социал-демократической партии «Тюёмиес».
Кроме пленных и охранников, на борт поднялись несколько человек, у которых не было определённой задачи в этой поездке. Все они – Эйно Райло, Кюёсти Вилкуна, Тойво Тарвас и Тойво Т. Кайла – также были писателями. Они знали, за каким событием они отправились наблюдать. Когда буксир прибудет в Сантахамину, перевозимых на его палубе пленных должны были расстрелять…»
Это цитата из книги «Финские фашисты – вестники черного рассвета» https://rabkrin.org/oula-silvennojnen-markko-tikka-aapo-rozelius-finskie-fashisty-2016-kniga/ финских же авторов Оула Силвеннойнена, Маркко Тикка, Аапо Розелиуса. Её русский перевод появился лишь недавно.
Ранее я уже рассказывал об обстоятельствах смерти финского писателя Альгота Унтола. Вряд ли многие из нас слышали это имя. Правда, кто-то может вспомнить его псевдоним – Майю Лассила. Однако практически все знают замечательный фильм, снятый по его повести «За спичками», о похождениях финских весельчаков Антти Ихалайнена и Юсси Ватанена.
Небольшая биографическая справка: будущий писатель родился в 1868 году в бедной крестьянской семье. Однако молодой батрак не только много работал, но и много читал, доставая книги, где только возможно. В 1887 году талантливый юноша поступил в Сортавальскую учительскую семинарию.
Альгот оказался способным студентом. Вообще, Унтола был прирожденным полиглотом. Он свободно говорил не только на русском и шведском, но и на немецком, английском, французском, латыни. Далее была работа учителем в финской глубинке, затем переезд в Петербург, участие в революционном движении, снова возвращение в Финляндию…
Затем начинается журналистская деятельность. В 1909 году под псевдонимом Илмари Рантамала он издает свой первый роман «Хархама» – «Блуждающий». Это было серьёзное философское произведение, в котором ставились самые острые вопросы своего времени. И в эти же годы он пишет юмористические произведения, вроде повести «За спичками» или искрометной, неожиданной своими сюжетными поворотами повести «Воскресший из мертвых» (очень рекомендую последнюю прочитать). Эти повести выходят уже под именем Майю Лассила. Были и другие псевдонимы.
Что интересно, вместе с псевдонимом он кардинально менял и сам стиль письма, так что финские читатели были уверены в существовании нескольких разных писателей. Благо, в тот период он вёл затворнический образ жизни, с издателями общался по почте, а в домовой книге своей профессией указал – разнорабочий.
Но вдруг в 1916 году, уже будучи зрелым человеком, Лассила в очередной раз резко меняет свою жизнь. Он публикует «Письма буржуа», в которых утверждает, что силу жизни дает только социализм. Он был одним из тех представителей финской интеллигенции, кто безоговорочно встал на сторону народа. Принимал самое активное участие в событиях 1917–18 годов. Редактировал красную газету «Тюэмиес». Когда пал красный Хельсинки и в стране свирепствовал белый террор, Майю Лассила сознательно разделил участь тысяч финских рабочих.
Лишь относительно недавно появилось архивное фото: переправа арестантов из крепости Свеаборг к месту казни на остров Сантахамина. В центре снимка — небритый человек с усами — Майю Лассила. Экспертиза говорит, что с очень большой вероятностью это именно он.
Некоторые из палачей оставили воспоминания, но все они по-разному описывают обстоятельства смерти писателя. Одни вспоминают, что Лассила до последней минуты старался поддержать осуждённых вместе с ним на казнь, даже заступился за оскорблённую охранником женщину. Якобы в отместку его сбросили в воду и расстреляли, затем втащили обратно на борт катера и добили. Другие пишут, что Лассила застрелили при попытке к бегству.
Однако авторы книги «Финские фашисты – вестники черного рассвета» напомнили про еще один факт — на расстрел писателя поехали посмотреть, а может и поучаствовать его же коллеги.
Цитата: «О жестокой атмосфере гражданской войны в Финляндии весной 1918 года говорит практически всё тот факт, что господа, представляющие литературные круги, отправились в путь, чтобы засвидетельствовать убийство своего коллеги. Эйно Райло был также издателем Унтолы, так как возглавляемое им издательство «Кирья» опубликовало рассказы Унтолы «Мариассе Яппинен», «Соперники» и «Ийвана». Сейчас это обстоятельство не имело значения…»
***
Между прочим, авторы книги, исследуя происхождение финского фашизма, пишут, что он вроде бы не имел большого влияния.
Однако, «радикальная черная Финляндия черпала свою силу и влияние из более широкой поддержки белой Финляндии; успех финского фашизма зависел от того, насколько эффективно черное ядро сможет привлечь на свою сторону белые массы». Решающую роль стали играть финские попутчики фашизма, которые открыто не причисляли себя к радикалам, но чье мышление по существу не отличалось от их идей. Попутчики были белыми влиятельными лицами, сочувствующими и лидерами мнений. Они присутствовали там, где появлялась и черная Финляндия: на открытии памятников, в шюцкорах, на возложении венков, в обществах, на страницах газет. Весной 1918 года они присутствовали на незаконных казнях».
***
А теперь обратимся к истории нашей страны. Представьте себе ситуацию, что Маяковский отправляется в Петроград, чтобы принять участие в расстреле Гумилева (которого, между прочим, приговорили не за пропаганду, а за участие в реальном заговоре https://dzen.ru/a/ZL-BwHcBfXem18mu). Ну хорошо, в отличие от финских писателей типа Кюёсти Вилкуны, которые сами были участниками войны, Маяковский в военных действиях лично не участвовал. Заменим его на Фадеева или Багрицкого. Можно такое представить? Все-таки нет.
Да, степень ожесточения в финской гражданской войне была гораздо выше, чем в России. Объяснить это можно не каким-то особым местным «менталитетом», а именно тем, что Финляндия была наиболее развитой частью Российской империи, далеко обогнавшей метрополию в «строительстве капитализма» (Подробнее об этом здесь https://dzen.ru/a/YioRaRSXAVj6PNnN).
Поэтому классовые противоречия там, несмотря на внешнюю цивилизованность, были наиболее ожесточенными.
(Тут стоит напомнить определенного рода комментаторам, что Финляндия стала мирным, уютным и социальным государством несколько позже 1944 года. То есть создать «общество всеобщего благоденствия» финскую буржуазию мотивировали наша славная РККА и лично товарищ Сталин).
Но в 1918 году до всего этого еще было далеко, поэтому тогда в этой маленькой стране 8 тысяч красных финнов было расстреляно и еще 12 тысяч человек умерло в концлагерях. В тюрьмы и лагеря было брошено почти 3 процента населения страны, то есть в 2–4 раза больше, чем было всех заключенных, уголовных и политических, в ГУЛАГе даже в самые суровые годы.
В России, если бы победили белые, было бы точно так же (Читать - https://dzen.ru/a/ZGRhes9tUDCQZXH5).
Итак, пару выводов из всей этой истории.
Первый - происходившее в нашей стране во время гражданской войны не было некоей «аномалией», свойственной лишь русскому народу, вследствие его природной жестокости и ненависти к «лучшим людям». В «цивилизованной» европейской Финляндии по степени жестокости и беспощадности к противникам все было гораздо хуже. Причем, что характерно, за все это финское государство до сих пор не покаялось. А почему?
Второй вывод. В случае победы белых их террор всегда более масштабный, жестокий и бесчеловечный, чем террор красный, начинавшийся всегда лишь как «ответка» на действия политических оппонентов.
И кстати, можно не сомневаться, что при победе белых были бы расстреляны за сотрудничество с большевиками и Маяковский, и Есенин, и Блок, и Брюсов, и Серафимович, и Малевич и многие другие писатели, поэты и художники. Так, как был расстрелян замечательный финский писатель Альгот Унтола, подаривший нам веселую историю о похождениях Антти Ихалайнена и Юсси Ватанена…
(с) А.Степанов
https://dzen.ru/a/aJWsncXC62vUPIy5 - цинк