От казанского пацана до начальника Генштаба и Героя России: Что осталось за кадрами жизни и карьеры генерала армии Валерия Герасимова
Начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ - первый заместитель министра обороны РФ Валерий Герасимов.
Первый шаг на вершину военной карьеры казанский пацан Герасимов сделал в местном суворовском училище, где усердно вколачивал еще не разношенные казенные ботинки в асфальт плаца.
В той "бурсе" он несколько лет старательно вгрызался в азы военной науки, за что в итоге и получил золотую медаль. А вместе с ней - и знак выпускника СВУ, который с тех пор никогда не снимал с кителя, будь он лейтенантским или генеральским.
Кто был суворовцем, тот знает скольких потов стоит этот знак, который иногда в шутку называют "орденом за потерянную юность". А для него юность в алых погонах стала обретением - стартовой площадкой, с которой начался служебный взлет от курсанта танкового училища и замученного нарядами и стрельбами "Ваньки взводного" до первого поста в Генштабе. И на этой длинной дистанции он добросовестно и последовательно "вытоптал" каждую ступеньку карьерного роста, что особенно почитается офицерским корпусом армии. Не блатной, не паркетный генерал.
Боевые действия в селении Галашки (Ингушетия). Командующий 58-й армией Валерий Герасимов рассматривает вещи убитых боевиков.
Иностранные военные стратеги часто почтительно называют его высокообразованным военачальником. Еще бы! В коллекции Герасимова четыре диплома об окончании не только суворовского и танкового высшего училища, но и двух академий - бронетанковой и Генштаба.
Вот как вспоминает о Герасимове его однокашник, а теперь - главред журнала «Арсенал Отечества» полковник Виктор Мураховский:
– Он отличался каким-то особым, дотошным отношением к любому порученному делу. Благодаря въедливости, усидчивости воспринимал и впитывал все, что давала академия. Сегодня это военачальник стратегического уровня, глубоко знающий все нюансы военной науки...
А еще он автор военной доктрины своего имени, которую штудируют во всех штабах и военных академиях мира. И практики у Герасимова было хоть отбавляй: две чеченские войны, крымская, затем сирийская операция. А теперь вот и СВО, где он несет еще один тяжелый офицерский крест - командующего Объединенной группировкой войск. Именно после сирийской и крымской операций на его кителе засверкала Золотая Звезда Героя России.
Командующий Парадом Победы генерал-полковник Валерий Герасимов на параде, посвященном 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 2009 год.
Благодаря тщательной проработке и плотной скрытности, разведка США тогда прошляпила переброску наших войск в Крым. Один из сотрудников ЦРУ признался потом журналистам о гневе Обамы, который орал на разведчиков: «Почему Путин знает, о чем я говорю по телефону с министром обороны, а я не знаю, о чем Путин говорил с Герасимовым?!»...
В служебной биографии Герасимова были периоды, когда завистливые конкуренты и соперники подставляли ему ногу. Он был уже первым замом начальника Генштаба, когда его вдруг толкнули вниз - в третий раз отправили на должность командующего войсками Центрального военного округа (до этого уже были Ленинградский и Московский). И знаете почему? Потому что Герасимов критиковал на совещаниях авантюрные реформы тогдашнего, еще «сердюковского», начальника Генштаба. Ну а тот побаивался, что его подсиживают.
А когда в Кремле разобрались в сути конфликта, справедливость восторжествовала. Герасимов сам возглавил Генштаб.
Мне не единожды доводилось встречаться с Валерием Васильевичем. В 2016-м я несколько раз упрашивал его дать интервью о действиях нашей армии в Сирии. Он постоянно отнекивался: "Мне войсками управлять надо, а не в газетах светиться". Но интервью все же дал. А потом при расставании раза три требовательно просил: "Ты только без позолоты там…»
Начальник Генерального штаба генерал армии Валерий Герасимов перед началом инспектирования группировки войск "Запад" в зоне СВО
На самом деле у Герасимова давние дружеские связи с "Комсомолкой". На память приходит одна история. Мать призывника (единственного сына, оставшегося без отца) позвонила на Радио «Комсомольская правда» и сообщила, что "на присягу ее только что призванный сын пришел не в новеньких берцах, а в рваных, перемотанных изолентой, кроссовках". Я целую неделю пытался дозвониться до командиров полка, дивизии, армии, до командующего войсками округа и его зама по тылу. Бесполезно. Меня к ним не подпускали. И я снова позвонил Герасимову. Да-да, я понимал, что это не его "царское дело" - решать такие мелочные вопросы (где генерал армии, и где рядовой солдатик, у которого дембеля отобрали новенькие берцы?).
А вскоре в своих радионаушниках я услышал благодарные слова матери: "Моему Алеше сам командарм вручил новенькие берцы! Передайте мое «спасибо» Валерию Васильевичу. Я за его здравие свечку в церкви поставлю..."