Главные новости Махачкалы
Махачкала
Февраль
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Маршрут настроен: на Каспийском форуме обсудили коридор «Север — Юг»

К 2030 году объем грузоперевозок по коридору «Север — Юг» может составить от $25 до $32 млн. Об этом заявил заместитель председателя правительства России Алексей Оверчук на третьем Каспийском экономическом форуме, который прошел в Тегеране 18 февраля. Одной из приоритетных тем повестки дня стала транспортно-логистическая сфера. Кроме того, Москва ожидает завершения внутригосударственных процедур в Иране для того, чтобы Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и исламской республикой вступило в силу. О том, какие еще вопросы поднимались на форуме — в материале «Известий».

МТК «Север — Юг» в центре внимания

18 февраля в Тегеране состоялся Третий Каспийский экономический форум, который вновь собрал представителей России, Азербайджана, Казахстана, Ирана и Туркменистана. Важность этой площадки сложно переоценить: страны региона выстраивают экономические связи, развивают транспортные маршруты и ищут новые точки роста сотрудничества.

Российскую делегацию на форуме представлял заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук. В Тегеран отправились министр транспорта Роман Старовойт, представители МИД, Минэкономразвития, Минтранса, Минэнерго, Минприроды, Минпромторга, Минсельхоза, ФТС и РЖД, а также деловых кругов, что подчеркивает широкий круг вопросов, вынесенных на обсуждение.

Предыдущий форум, прошедший в Москве в октябре 2022 года, показал, насколько динамично развивается сотрудничество прикаспийских стран. Тогда основное внимание было уделено проектам по созданию новых транспортных коридоров и развитию международной торговли. Обсуждалось формирование инфраструктуры в Астрахани и Махачкале, что должно усилить логистические возможности России в регионе. Спустя два года Астраханская область на треть нарастила грузооборот со странами Каспия по итогам 2024 года — он превысил 6 млн т.

И в этот раз одной из ключевых тем стала логистика: страны Каспийского бассейна активно развивают маршрут «Север – Юг», который связывает Россию с Ираном через Азербайджан. Москва намерена нарастить транзитные мощности, а также выступает за развитие взаимных инвестиций и технологического сотрудничества. Эти направления получили продолжение и на форуме в Тегеране.

По оценкам Евразийского банка развития, к 2030 году грузоперевозки по коридору «Север — Юг» могут составить от $25 до $32 млн. «Север — Юг» становится живым примером комплексной совместной работы. Принимаются меры, направленные на формирование конкурентных тарифов, развитие технологического взаимодействия, устранение барьеров и расширение узких мест, — заявил российский вице-премьер на форуме.

Россия в последние годы расширяет объем торговли с прикаспийскими странами. Товарооборот в 2021 году увеличился на 35% и достиг $34 млрд. А в 2023-м фиксировалось наращивание товарооборота России с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном — с 6 до 17,5%.

Направления сотрудничества прикаспийских стран

Важной стратегической задачей для «каспийской пятерки» считается углубление деловой кооперации и формирование новых производственных цепочек. Каждая из стран стремится преодолеть зависимость от импортной продукции, и для этого реализуются специальные программы.

Другой момент — переход на расчеты в национальных валютах, а также развитие независимой инфраструктуры финансового рынка. С партнерами из дружественных стран Россия налаживает взаимодействие платежных систем, расширяя географию использования карт «Мир».

Премьер-министр Азербайджана Али Асадов подчеркнул, что сейчас прикаспийские страны создают солидную договорно-правовую базу по отраслевому сотрудничеству. С момента проведения второго форума были достигнуты важные договоренности в транспортной сфере, которые создают благоприятную почву для превращения региона в крупный международный транспортный узел, добавил премьер.

Важным аспектом сотрудничества прикаспийских стран премьер-министр Республики Казахстан Олжас Бектенов назвал торгово-экономическое взаимодействие, прежде всего создание благоприятных условий для расширения инвестиций, развитие цифровой инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса. Для практической реализации действующих соглашений казахстанских премьер предложил разработать дорожную карту.

Форум в Тегеране стал третьим мероприятием Каспийского экономического форума в таком формате, — первый КЭФ прошел в 2019 году в Туркменистане. Инициативу о создании постоянно действующей платформы для многостороннего диалога в 2018 году выдвинул бывший президент этой среднеазиатской республики Гурбангулы Бердымухамедов.

Разделение недр Каспия

Нерешенной у прикаспийских стран остается значительная проблема — разграничение дна Каспия. Прикаспийские государства придерживались разных позиций по этому вопросу. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан выступали за метод «модифицированной срединной линии», тогда как Иран настаивал на сохранении Каспия в общем пользовании или его разделе на равные части. Россия, в свою очередь, поддерживала разграничение недр, но была против дележа акватории. В результате странам не удалось достичь единой позиции, и вопрос остался открытым.

— Иран бы хотел, чтобы как водная поверхность, так и ресурсы под водой делились на равные части между странами, которые выходят к этому морю, по 20% каждого. Однако остальные прикаспийские страны придерживаются так называемого медианного метода разделения Каспийского дна и акватории, — рассказал «Известиям» иранист Никита Смагин.

По его словам, линии разделения акватории каждого государства находятся на равном удалении от соответствующих ближайших точек на побережье этих государств. Этот подход приводит к тому, что Иран получает только 14% от Каспийского моря в связи с его специфичным рисунком побережья, отмечает Никита Смагин.

— Эти 14% еще не самые богатые с точки зрения природных ресурсов. Так что Иран это очевидным образом не устраивает, он выступает за то, чтобы его обеспокоенность и пожелания на этом направлении были учтены, — говорит специалист.

Это считается главной причиной, почему до сих пор иранская сторона не ратифицировала соглашения по Каспийскому морю.

Стоит отметить, что Конвенция о статусе Каспия зафиксировала, что разграничение дна будет осуществляться на основе двусторонних и многосторонних соглашений между прибрежными государствами. Это фактически исключило возможность равного раздела, на котором настаивал Тегеран.

Российско-иранские отношения

Алексей Оверчук в своем выступлении много внимания уделил отношениям с исламской республикой. По его словам, Россия ожидает завершения внутригосударственных процедур в Иране для того, чтобы Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном вступило в силу. Это придаст новый импульс торговле и экономическому развитию государств, добавил вице-премьер.

— На сегодняшний момент у России и Ирана уже существуют проекты в энергетике, которые активно реализуются. Прежде всего, в Иране работает российская нефтяная компания «ЗН-Восток», которая занимается нефтедобычей, — отметил иранист Никита Смагин.

По мнению эксперта, страны обладают серьезными перспективами по развитию взаимодействия в газовой сфере, но в этой области речь идет о некой перспективе на будущее, чем уже о каких-то существующих проектах.

Иранский министр промышленности, рудников и торговли Мохаммад Атабак сообщил, что Россия и Иран имеют большие возможности для сотрудничества, в том числе в области нефти и газа. Основными направлениями взаимодействия двух стран министр назвал торговлю, экономику и энергетику.

Визит российской делегации в Иран проходит на фоне активных разговоров о возможном ядерном соглашении Тегерана с администрацией президента США Дональда Трампа, отметил в разговоре с «Известиями» иранский специалист по международным отношениям Хади Исса Далул. По его мнению, после смены власти в Сирии иранское руководство стало открытым для диалога со всеми сторонами, если это будет соответствовать интересам страны.

У Алексея Оверчука на 18 февраля также были запланированы переговоры с президентом Ирана Масудом Пезешкианом, который в январе посетил Москву. Тогда по итогам встречи с Владимиром Путиным Россия и Иран подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.











СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *