К эксперименту по партнерским финансам хотят подключиться до 10 регионов России
Минфин России увидел, что исламские финансы интересны не только мусульманам
Международная конференция Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов (AAOIFI) впервые стала выездной и прошла в Казани, а не в Бахрейне, где она находится.
Планарное заседание было посвящено использованию партнерских финансов в экономике России. Стране они интересны по нескольким причинам. Первое — изменение геополитического вектора и, как следствие, привлечение капитала из стран исламского мира. Второе — нужно дать возможность людям, исповедующим ислам, пользоваться банковскими продуктами.
Но удивлением для российских властей стало то, что не только мусульмане стали пользоваться банковскими инструментами по шариату. Об этом сказал замминистра финансов России Иван Чебесков, участвующий в пленарном заседании по видеотрансляции.
«Что интересно, профиль клиентов не ограничивается сугубо религиозной принадлежностью. Это было для нас неким открытием, что люди воспринимают партнерское финансирование как знак качества, как некую маркировку качества. Это — маркировка этических стандартов. От многих граждан и бизнеса мы видим большее доверие к таким инструментам», — поделился наблюдениями Чебесков.
Иван Чебесков: «Важный для нас момент, что мы хотим этот инструментарий использовать не только для наших граждан и бизнеса, но и как инструмент международного сотрудничества, взаимных инвестиций»
Фото: © Владимир Астапкович / РИА Новости
Россия будет перенимать опыт AAOIFI по стандартизации исламского финансирования
Чебескова также попросили поделиться результатами эксперимента по исламским финансам в России, поскольку участниками дискуссии стали также гости из-за рубежа. Напомним, что в сентябре 2023 года в четырех регионах РФ стартовал эксперимент по партнерскому финансированию (исламскому банкингу): в Татарстане, Башкортостане, Дагестане и Чечне. Рассчитан он был на два года.
Замглавы Минфина РФ отметил, что этот срок, конечно, недостаточный, чтобы провести эксперимент, поэтому в Госдуму внесли законопроект о продлении эксперимента по партнерскому финансированию на три года — до 1 сентября 2028-го. Инициативу планируют рассмотреть в весеннюю сессию, поскольку сроки поджимают — уже в сентябре эксперимент может завершиться, если его не продлить.
Сейчас в реестре участников эксперимента по партнерскому финансированию 32 участника, большинство из них из Татарстана. Республика в целом проявляет активное участие в эксперименте, за что Чебесков поблагодарил Раиса РТ Рустама Минниханова.
Ключевой вопрос, по мнению Чебескова, — это стандартизация партнерского (исламского) финансирования. И тут не надо изобретать велосипед, можно обратиться к опыту AAOIFI и перенести их наработки на российскую почву, адаптировать к нашим реалиям.
«Важный для нас момент, что мы хотим этот инструментарий использовать не только для наших граждан и бизнеса, но и как инструмент международного сотрудничества, взаимных инвестиций», — считает замминистра.
Партнерское финансирование, по мнению Чебескова, очень перспективное. Сейчас сложно оценить потенциал, поскольку все на уровне эксперимента.
«Мы делали среднесрочные оценки и думаем, что мы сможем дойти до уровня 1 трлн рублей в рамках инструментов партнерского финансирования. Это вполне, на наш взгляд, достижимая цель», — заключил Чебесков.
Анатолий Аксаков: «Убежден, что у этого направления огромнейший потенциал, просто многие еще не осознали возможности использования партнерского финансирования»
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
До 10 регионов заинтересованы войти в эксперимент по партнерским финансам
Не столь радужно на ситуацию смотрит председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. По его мнению, количество участников эксперимента говорит о качестве принятого закона о партнерских финансах, чуть больше 30 организаций в реестре — это очень мало. Портфель сделок по размещению, по статистике Аксакова, 3,1 млрд рублей — это тоже очень мало.
«При этом убежден, что у этого направления огромнейший потенциал, просто многие еще не осознали возможности использования партнерского финансирования. И принадлежность к исламу тут не самое главное», — считает депутат Госдумы.
В разговоре с журналистами Аксаков рассказал, что развитию инструмента будет способствовать принятие закона о продлении эксперимента. Во втором чтении в Госдуме будет подниматься вопрос о расширении числа участников эксперимента и о сроке, на который может быть продлен эксперимент. Может быть, не три года, а пять лет. Или даже узаконить на постоянной основе.
«Принципиальная новинка законопроекта, что банки будут более активно взаимодействовать с исламскими странами по переводу, хранению денег. Звучала мысль, что банки — это проценты (что запрещено в исламе). Там, где они осуществляют беспроцентное взаимодействие с клиентами, вполне подходит под понимание партнерского финансирования», — пояснил Аксаков журналистам.
До десятка регионов России проявили интерес к включению в эксперимент, рассказал депутат. Среди них Крым, Ингушетия, Чувашия, Калининградская область. Устоявшийся список будет прописан в законопроекте о продлении эксперимента ко второму чтению.
«Ингушетия сама напрашивается, потому что их не включили, а Чечня уже работает с этим инструментом. Чувашию я предлагал, потому что я сам депутат от республики. Руководство вроде с пониманием отнеслось», — прокомментировал Аксаков.
«Исламские финансы не предполагают кредитования. Бизнес строит жилье с помощью исламских финансов и потом зарабатывает тем, что сдает его в аренду»
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
Реально ли довести объем российского рынка исламских финансов до 1 трлн рублей?
«Татар-информ» поинтересовался у Аксакова, насколько реалистична планка, заданная Чебесковым, — 1 трлн рублей? По мнению депутата, вполне реально, если смотреть на партнерские финансы под другим углом. Например, эти инструменты можно применять в случае, когда идет прямое участие инвесторов в проектах, когда имеет место краудфандинг. Можно использовать партнерские финансы при строительстве арендного жилья, поскольку тренд сменился: молодежь все чаще снимает квартиры, чем покупает, отметил Аксаков.
«Исламские финансы как раз не предполагают кредитования. Например, бизнес строит жилье с помощью исламских финансов и потом зарабатывает тем, что сдает его в аренду. Это уже есть, но можно подвести под схему, которую мы называем ‘’партнерское финансирование’’», — привел пример депутат Госдумы.
Мухаммад Таки Усмани: «Исламский банкинг набирает популярность в западных странах, в том числе в Российской Федерации»
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
Председатель AAOIFI считает, что Россия должна занять положенное место в мировом исламском финансовом сообществе
Участником пленарной сессии стал председатель Шариатского совета AAOIFI, известный исламский ученый (Бахрейн) шейх Мухаммад Таки Усмани. Он вспомнил, что было время, когда люди называли идею создать исламский банкинг утопией и считали, что это невозможно реализовать. Но время показало, что этот инструмент успешен, и не только в странах мусульманского мира.
«Дело в том, что принципы исламского банкинга являются полезными для всего человечества, поэтому его приняло население во многих странах и регионах. Мы видим долгий путь, который быть пройден, и перспективы в будущем. Исламский банкинг набирает популярность в западных странах, в том числе в Российской Федерации», — сказал шейх Мухаммад Таки Усмани.
Ибрагим Бен Халифа Аль Халифа сказал, что Россия обладает всем необходимым финансовым и геополитическим весом для того, чтобы стать лидером в части исламских финансов в Евразийском регионе
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
Председатель AAOIFI (Бахрейн) шейх Ибрагим Бен Халифа Аль Халифа сказал, что Россия обладает всем необходимым финансовым и геополитическим весом для того, чтобы стать лидером в части исламских финансов в Евразийском регионе. Но для этого Российская Федерация должна выстроить исламскую экосистему, которая будет включать банковские инструменты, финтех, социальное финансирование. Нужно создавать инструменты, которые будут пользоваться доверием.
«Я знаю, что вы работаете усердно, работаете совместно с регуляторами, университетами, банками, учеными, обучающими центрами для выстраивания этой экосистемы, которая будет существовать долгое время. Мы заинтересованы работать с Правительством Республики Татарстан, со всей Российской Федерацией для помощи в этом процессе, для того, чтобы Российская Федерация заняла положенное по праву место в глобальном исламском финансовом сообществе», — заключил шейх Ибрагим Бен Халифа Аль Халифа.