Дело на 100 миллиардов рублей. Ярошенко указал на реалии: "Бьём по хвостам"
ФСБ вскрыла масштабную аферу в Дагестане: бывшего госсекретаря республики Магомед-Султана Магомедова подозревают в хищении государственного актива - предприятия "Дагнефтепродукт" стоимостью около 100 миллиардов рублей. История не просто о коррупции в отдельно взятом регионе, а о системной болезни, на которую обратил внимание Алексей Ярошенко. Политолог указал на реалии: "Бьём по хвостам".
По версии следствия, Магомедов, используя административный ресурс, незаконно перевёл "Дагнефтепродукт" в собственность республики, а затем реализовал его подконтрольным лицам по заниженной цене. По данным Центра общественных связей ФСБ, операции сопровождались подделкой документов и использованием схем по легализации преступных доходов. В рамках расследования прошло 70 обысков в Дагестане и Москве, изъяты наличные, драгоценности, часы и документы. Арестовано имущество на сумму около трёх миллиардов рублей, передаёт life.ru.
Чтобы попасть в дом Магомедова, сотрудникам спецназа пришлось задействовать вертолёт. На опубликованных кадрах видны автоматы, пачки купюр и предметы роскоши. Возбуждены уголовные дела по статьям о мошенничестве и легализации доходов, полученных преступным путём.
Сам Магомедов был уволен с поста госсекретаря Дагестана указом главы республики Сергея Меликова - в связи с утратой доверия. Ключевой актив - предприятие "Дагнефтепродукт" вернули под контроль государства. Но вопросы остались.
Политолог Алексей Ярошенко в комментарии Царьграду по поводу этой истории заявил, что речь идёт не просто о злоупотреблении одного чиновника, а о более глубокой системной проблеме. По его словам, нельзя ограничиваться расследованием одного эпизода, потому что это лишь "удар по хвостам".
Он отметил, что нужно задать главный вопрос: как в принципе могло случиться, что государственный актив стоимостью 100 миллиардов рублей оказался в частных руках.
Государство потеряло важнейший и стратегический актив. Причём такой актив, к созданию которого никто из приватизаторов палец о палец не ударил. Его строили советские граждане, создавали с нуля в эпоху индустриализации, а теперь им распоряжаются частные лица, которым он достался по схемам из 1990-х,
- подчеркнул эксперт.
Ярошенко убеждён, что дело не в конкретном человеке или регионе, а в самой экономической модели, при которой крупные, прибыльные предприятия могут оказаться в частных руках.
Пока существует возможность приватизировать стратегические активы - будет и "Дагнефтепродукт", и "Южуралзолото", и всё остальное. Мы должны менять систему, а не просто ловить отдельных дельцов,
- считает он.
По мнению эксперта, это не только угроза справедливости, но и прямая угроза экономической безопасности страны:
Когда такие активы попадают в частные руки, начинается отток капитала, всё вывозится за границу, страна буквально вытекает через офшоры.
Биография Магомедова подтверждает его давнюю связь с топливным бизнесом. С 1970-х годов он работал в отрасли, дослужился до директора "Дагнефтепродукта", а позднее занимал высокие должности: с 2010 по 2013 год возглавлял Народное собрание Дагестана, затем стал депутатом, а в 2021 году - госсекретарём республики. Его сын Магомед Магомедов возглавляет компанию "МСБ Холдинг" и тоже является депутатом. Именно через эту компанию, по версии следствия, и осуществлялись спорные сделки.
Год назад глава Дагестана Меликов уже предупреждал о возможных коррупционных кланах и инициировал ревизию личных дел всех чиновников.
Чтобы у нас не было тех историй, когда одна семья является потенциальным кланом, который может организовывать действия и при этом не быть подконтрольным структурам,
- говорил он.
История с "Дагнефтепродуктом" - это, возможно, первый громкий результат этой ревизии. Но, как подчёркивает Ярошенко, чтобы система начала реально меняться, нужно не только разоблачать, но и перестраивать саму логику владения национальными активами. Пока же - "бьют по хвостам".