Поставщик оружия для террористов из "Крокуса" выплатит потерпевшим компенсации
Один из фигурантов дела о теракте в "Крокусе" Умеджон Солиев, который обеспечил исполнителей оружием, задумал откупиться от потерпевших, чтобы смягчить наказание. Как рассказала адвокат Ксения Трунова, обвиняемый намерен вне зависимости от желания потерпевших отправить им по почте компенсации в размере 1 тыс. руб., а затем предоставить суду квитанции. Процесс по делу о теракте в "Крокусе" начался в Москве 4 августа. Подробности - в материале "Газеты.Ru".
Умеджон Солиев, который обеспечил оружием исполнителей теракта в "Крокус Сити Холле", намерен для смягчения наказания перечислять деньги потерпевшим в качестве компенсации. Об этом ТАСС рассказала адвокат Ксения Трунова, представляющая интересы 130 потерпевших.
Юрист уточнила, что потерпевших предупредили, что вне зависимости от их желания "ничтожные по отношению к характеру причиненного вреда" и глубине страданий суммы отправят им по почте, а суду впоследствии будут предъявлены квитанции с целью смягчения наказания.
"Действия по заглаживанию вреда должны быть соразмерны характеру и тяжести общественно опасных последствий, наступивших в результате преступления, и частичное возмещение не является смягчающим обстоятельством.
Потерпевшие считают неэтичной уловку создания искусственных "смягчающих обстоятельств" и имитации заглаживания вины, они будут добиваться в суде вынесения наиболее жесткого, сурового и справедливого приговора для исполнителей террористического акта и их подельников", - добавила адвокат.
Ранее Трунова уже рассказала агентству, что Солиев предложил выплатить 127 потерпевшим в качестве компенсации по 1 тыс. руб.
Кто такой Умеджон Солиев?
Согласно материалам дела, Умеджон Солиев возглавлял на территории РФ структурную ячейку террористической организации. По версии следствия, он обеспечил исполнителей теракта в "Крокусе" огнестрельным оружием, а также боеприпасами, взрывчатыми веществами и компонентами для самодельного взрывного устройства.
О том, что Солиев стал фигурантом дела о теракте, РИА Новости сообщило в конце июля 2024 года. Задержан и арестован мужчина был в апреле в Дагестане - он и другие фигуранты планировали совершить теракт в Каспийске.
По данным МВД РФ, которые приводило агентство, Солиев родился в июле в 1998 году в Душанбе, однако гражданство в карточке базы розыска полиции указана не была. Тогда источник в МВД Таджикистана сообщил, что Солиев "мог получить российское гражданство, и на родине уже не прописан".
Впоследствии выяснилось, что в Таджикистане мужчину разыскивали по статье о разбое. Сам он рассказал следствию, что в марте 2023 года совершил в Таджикистане разбойное нападение, после чего скрылся в России. Солиев планировал получить российского гражданство, однако начал смотреть ролики про радикальные течения ислама и "принял решение о необходимости ведения джихада против неверных".
Процесс по делу о теракте в "Крокусе"
4 августа начался процесс по делу о теракте в подмосковном "Крокусе". Уголовное дело в отношении 19 обвиняемых, среди которых исполнители и их соучастники, рассматривает коллегия из трех судей Второго западного окружного военного суда. Первое заседание прошло в открытом режиме, однако все последующие суд закрыл для публики и журналистов, объяснив это тем, что в материалах дела содержатся секретные данные.
Как сообщила газета "Известия" со ссылкой на участника судебного процесса, все исполнители теракта признали свою вину, а Рачабализода Муродали сделал это лишь частично. При этом они все принесли извинения потерпевшим. Мухаммадсобир Файзов, в частности, отметил, что стал жертвой обмана и был вовлечен в преступление "из-за своей молодости".
Представитель 127 потерпевших адвокат Людмила Айвар также рассказала, что из 15 соучастников вину признали восемь фигурантов: Умеджон Солиев, Мустаким Солиев, Шахромджон Гадоев, Зубайдулло Исмоилов, Хусейн Хамидов, Мухаммад Зоир Шарипзода, Якубджони Давлатхон Юсуфзода и Назримад Лутфуллои.
В то же время остальные семеро - Джумахон Курбонов, Хусен Медов, Джабраил Аушев, Алишер Касимов, братья Диловар и Аминчон Исломовы, а также их отец Исроил - отвергли обвинения.
5 августа стало известно, что суд приступил к допросу потерпевших.