Взрыв, который слышен и через 15 лет: кто допустил трагедию на шахте «Распадская»
15 лет назад на угольной шахте «Распадская» в городе Междуреченске Кемеровской области прогремел взрыв, который унес жизни 91 человека. Взорвался метан, но трагедии можно было избежать, если бы руководство соблюдало технику безопасности. «Царьград» вспоминает трагедию, произошедшую на кузбасской шахте.
Вечером 8 мая 2010 года, в 20:55 (мск) в шахте прогремел взрыв. В этот момент внутри находились 359 человек. Через некоторое время, когда в шахту спускались горные спасатели, произошел ещё один более мощный взрыв. После окончания поисково-спасательной операции было найдены тела 80 человек. Ещё 11 горняков долгое время считались пропавшими без вести, позже их признали погибшими, но тела так и не нашли.
После судмедэкспертизы следователи пришли к выводу, что больше половины погибло, задохнувшись парами газа. Если бы у всех рабочих имелись самоспасатели – приборы с запасом кислорода – то жертв было бы меньше. Большинство шахтеров, имеющие самоспасатели, выбрались на поверхность.
Следствие выяснило, что метан взорвался из-за того, что начальство желало добыть больше угля и соответственно получить больше прибыли. На одном участке не рекомендовалось добывать больше 8 тонн угля за сутки – это была безопасная норма добычи. Руководство разработало собственную техническую документацию в нарушение установленных правил безопасности и повысили объём разрешенной добычи до 21,5 тонн.
На скамье подсудимых оказались технический директор ОАО «Распадская угольная компания Анатолий Рыжов, заместитель гендиректора Игорь Волков, главный инженер Андрей Дружинин, командир Новокузнецкого отдельного военизированного горноспасательного отряда Александр Апальков, начальник службы вентиляции, дегазации и профилактики Владислав Вальц, начальник участка вентиляции и техники безопасности Вячеслав Радцев, начальник смены Игорь Белов.
8 мая 2010 года начальник смены Белов утвердил наряды на выполнение работ в шахте, достоверно зная о взрывоопасной обстановке на ней. В результате системных нарушений правил безопасности произошел первый взрыв, повлекший гибель 65 человек.
Устранять аварию должен был главный инженер Дружинин, но он самоустранился от своей обязанности. Дальше действовать должен был Рыжов – взять руководство ликвидации ЧП или назначить ответственного, но и он не стал предпринимать действий.
Вместо этого Белов и Волков направили в шахту 140 работников для герметизации шахты, при этом угроза повторного взрыва сохранялась.
Рассматривалось дело в суде Междуреченска. В течение четырех лет суд одно за другим удовлетворил ходатайства обвиняемых о прекращении уголовного дела по истечению сроков давности. Только в отношении Игоря Волкова дело было закрыто в связи с его смертью. Последним от уголовной ответственности был освобожден Анатолий Рыжов. В начале апреля 2020 года стало известно, что Междуреченский городской суд прекратил уголовное дело по истечению сроков давности, сообщает РИА Новости.
В августе 2012 года в Междуреченске открыли часовню в память о горняках, погибших на шахте «Распадская».