Дипломатия запонок: США захотели вернуть посольство в Белоруссию
В Белоруссии прошла встреча президента Александра Лукашенко с представителем американского лидера. Дональд Трамп передал в Минск подарок — запонки с изображением Белого дома. В знак доброй воли в Белоруссии освободили несколько десятков человек и заявили о готовности к «большой сделке» по заключенным. В ответ Вашингтон снял санкции с авиакомпании «Белавиа» и заявил о готовности открыть американское посольство в стране. На контрасте Евросоюз выстраивает принципиально иные отношения с Белоруссией: в ночь на 12 сентября Польша полностью закрыла свою границу, ее примеру хочет последовать Латвия. В разнице подходов разбирались «Известия».
Не с пустыми руками
На встречу в Минск с белорусским лидером Александром Лукашенко представитель президента США Джон Коул прилетел с письмом от Дональда Трампа и подарком — запонками с изображением Белого дома.
«Уважаемый господин Лукашенко, мы с Меланией передаем наши наилучшие пожелания по случаю вашего дня рождения», — говорилось в послании, которое Трамп подписал своим первым именем. В письме были пожелания благополучия и здоровья в адрес Лукашенко и выражалась уверенность в продолжении совместной работы. Не забыл Трамп упомянуть в своем сообщении и победу белорусской теннисистки Арины Соболенко на Открытом чемпионате США в Нью-Йорке.
По словам Джона Коула, такое сообщение и подпись — «особый знак дружбы» со стороны президента США, поскольку он очень редко подписывается своим первым именем.
Лукашенко отметил, что запонки «интересные», и пообещал в долгу не остаться.
На переговорах представитель президента США рассказал, что Трамп потребовал немедленно снять санкции с белорусской государственной авиакомпании «Белавиа» и что это решение уже утверждено и принято всеми соответствующими министерствами и ведомствами.
Он также добавил, что американские власти хотели бы вернуть американское посольство в Белоруссию.
«Мы хотим, чтобы между нашими странами развивались экономические отношения и торговля», — подчеркнул американский чиновник.
Жест доброй воли в ответ продемонстрировал и Минск. Как пояснили в пресс-службе белорусского лидера, «президент Лукашенко принял решение о помиловании ряда иностранных граждан, осужденных за шпионскую деятельность, участие в экстремистской и террористической деятельности и совершивших иные преступные деяния на территории Республики Беларусь».
Вначале сообщалось о помиловании 14 человек: шесть из них — граждане Литвы, по двое — Латвии, Польши и ФРГ, один гражданин Франции и один — Британии. Однако потом в пресс-службе Лукашенко уточнили, что президент помиловал в общей сложности 52 человека и все они покинули территорию страны.
Белорусский лидер заявил о готовности обсудить с американским коллегой глобальную сделку по освобождению заключенных.
Перекрыли небо и границы
Тем временем совсем иначе выстраивает отношения с Минском Евросоюз. Брюссель постоянно ужесточает давление, а в середине июля расширил санкции, утвердив полный запрет на финансовые трансакции с Белоруссией. Ранее ограничительные меры затрагивали только специализированные услуги по обмену финансовыми сообщениями.
Помимо этого, в новом санкционном пакете появились ограничения в отношении военного комплекса Белоруссии, они коснулись восьми объектов ВПК страны. В частности, наложено эмбарго на импорт оружия.
За год до этого Евросоюз расширил санкции против властей, судей и следователей Белоруссии, внеся в черный список еще 28 граждан республики. Всего под санкциями ЕС находится свыше 300 физлиц и 40 организаций.
Наиболее жестко в отношении Минска высказываются Варшава и три балтийские страны. В ночь на 12 сентября польские власти полностью закрыли сухопутную границу с Белоруссией, а также воздушное пространство.
Премьер-министр Польши Дональд Туск пояснил, что это делается «из-за белорусско-российских учений «Запад-2025», запланированных на 12–16 сентября. В них примут участие свыше 13 тыс. человек, страны собираются отрабатывать координацию действий по защите Союзного государства, а также планировать применение ядерного оружия и ракетного комплекса «Орешник».
Примеру Польши готова последовать Латвия, закрыт последний КПП на границе двух стран. Об этом заявил министр внутренних дел страны Рихард Козловскис, пояснив, что это решение должно стать «единым и скоординированным действием всех трех стран Балтии».
Накануне латвийский сейм (парламент страны) передал на рассмотрение комиссии по национальной безопасности проект решения о полном закрытии границ с Россией и Белоруссией на время проведения ими военных учений «Запад». В минобороны Литвы также сообщили о закрытии воздушного пространства на границе с Белоруссией.
Что думают эксперты
Руководитель центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич в беседе с «Известиями» отметил, что взаимодействие между Вашингтоном и Минском не стоит называть восстановлением отношений.
— Идет сложный процесс взаимной торговли между сверхдержавой и средним европейским государством, обладающим существенно меньшим потенциалом. Республика является частью Союзного государства России и Белоруссии, входит в ШОС, в Евразийский экономический союз. Страна находится в центре Европы и претендует в соответствии с этим на определенные бонусы, — пояснил политолог.
Эксперт отметил, что Белоруссия — независимое государство, со своей внешней политикой и интересами.
— Во многом эти интересы совпадают с российскими, но не на 100%, и это надо учитывать, — добавил специалист.
Директор совета по международным отношениям «Минский диалог» Евгений Прейгерман в разговоре с «Известиями» отметил, что подход Брюсселя и Вашингтона к отношениям с Минском и Москвой отличается своей философией.
— Европейцы как мантру изо дня в день повторяют, что у них есть принципы, которые они сами себе провозгласили, и выдвигают какие-то условия. При этом они сами не понимают, что за условия и чего они хотят, — пояснил эксперт.
При этом хотя интересы Трампа ни с российскими, ни с белорусскими зачастую не совпадают, но американский лидер придерживается идеи дипломатического урегулирования.
— Ему необходимы переговоры, чтобы добиться каких-то результатов или решить какие-либо проблемы. В этом и отличие, — рассказал специалист.
При этом в Европе далеко не все разделяют жесткие подходы Польши и балтийских стран в отношении Белоруссии и РФ, отметил эксперт.
— Они задаются вопросом: кто дает им право диктовать нам и всему Европейскому союзу, какой должна быть политика в отношении Минска и Москвы. Если будет какой-то прогресс в белорусско-американских отношениях, нельзя исключать, что могут начаться какие-то меры по деэскалации, — пояснил политолог.
Прейгерман добавил, что в случае возникновения эскалации существует два возможных сценария развития событий.
— Первый — эскалация становится хронической. Например, временное закрытие границ между Польшей и Белоруссией может затянуться надолго. Второй — резкая деэскалация. Пока сложно делать какие-либо долгосрочные прогнозы, но, учитывая, что ситуация развивается и американо-белорусские разговоры идут, шансы на деэскалацию есть, — резюмировал эксперт.