БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Ключ от сделки по Ирану оказался в руках у России
Авторитетный американский журнал Foreign Policy и его репортеры Колум Линч и Джон Хадсон попытались проанализировать политику России и США в отношении ядерной программы Ирана и рассмотрели возможные варианты их действий.
В международной дипломатии существует очень мало вещей, которые Россия ценит больше своего вето в Совете безопасности ООН. Оно сотни, если не тысячи раз с немалым успехом использовалось Москвой.
Сейчас, считает журнал Foreign Policy (FP), успех очень важного соглашения по ядерной программе Ирана во многом может зависеть от того, согласится ли Россия отказаться от своего права блокировать принятие Совбезом решений, которые ее не устраивают.
США и их европейские партнеры продавливают предложение, которое блокировало бы возможность России помешать Совбезу в случае необходимости вновь ввести санкции против Ирана.
На Исламскую республику сейчас наложены три вида санкций: американские, европейские и Совбеза ООН. Свои собственные санкции США и Европа смогут вернуть без проблем в случае нарушения Тегераном условий соглашения. Однако Вашингтону с союзниками будет намного труднее уговорить РФ и КНР поддержать санкции в Совбезе.
Способность вернуть санкции ООН была обязательным условием американцев с самого начала последних переговоров с Ираном по ядерной программе.
«Мы не поддержим соглашение, которое сделает нас уязвимыми,- объяснила 16 июня представитель США в ООН Саманта Пауэр председателю комитета Конгресса по международным делам Эду Ройсу.- Мы сохраним возможность возврата санкций и без поддержки русских и китайцев».
Пауэр не уточнила на слушаниях комитета, как администрация Барака Обамы намерена возвращать санкции без согласия держав, имеющих право вето в Совете безопасности. Между тем, дипломаты и эксперты по Америке утверждают, что в Белом доме уже не один месяц прорабатывают вопрос выноса принятия решений из Совета безопасности ООН.
Американский план выглядит примерно следующим образом. В соглашении по ядерной программе Ирана будет прописано создание совместной комиссии из представителей Великобритании, КНР, Франции, ФРГ, России, Ирана и США, т.е. всех участвующих сейчас в переговорах стран. Очевидно, члены комиссии получат право поднимать вопрос о нарушении сторонами условий соглашения. Такая схема соответствует содержанию Статьи 7 резолюции Совбеза ООН.
Если США обнаружат нарушение условий соглашения Ираном, то они поставят вопрос о нарушении перед комиссией. В таком случае возможны два варианта развития событий: или Тегеран как-то успокаивает тревоги и подозрения американцев, или автоматически возвращаются санкции ООН.
Преимущество в один голос: четыре против трех будет в комиссии на стороне Запада. К тому же, сейчас зондируется почва для введения в совместную комиссию контроля за соблюдением условий соглашения и Евросоюза.
Это еще больше увеличит преимущество Запада над РФ, КНР и Ираном. Если Россия захочет защитить Иран от повторного наложения санкций, ей придется внести на рассмотрение Совбеза резолюцию, которая отменит решение совместной комиссии. Однако Соединенные Штаты смогут воспользоваться своим вето и заблокировать принятие российской резолюции.
Впрочем, у этого логичного плана имеется одно уязвимое место. В Москве, конечно, понимают намерения американцев и вполне могут не согласиться подписывать соглашение с пунктом о совместной комиссии, обладающей правом введения санкций.
В этом ее наверняка поддержат Китай с Ираном. Здесь следует также иметь в виду, что Россия, пишет FP, всегда очень энергично защищала свое право вето, которое позволяло ей блокировать не устраивающие ее резолюции.
«Не могу сказать, что на уме у русских,- цитирует FP одного из высокопоставленных западных дипломатов, участвующего в переговорах по ядерной программе Ирана,- но мне кажется очень маловероятным, что они откажутся от права вето. По крайней мере, раньше они никогда этого не делали. В их глазах это установит ужасный прецедент».
Этой же точки зрения придерживается и Ханс Бликс, бывший глава Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК), занимавшейся проверкой вооружений в Ираке перед вторжением американских войск.
«Сомневаюсь, что русские и китайцы согласятся на такой вариант,- говорит он.- Но если они согласятся, это будет большая уступка Москвы, которая поможет преодолеть большое препятствие».
Кстати, Бликс считает, что совместная комиссия может оказаться палкой о двух концах. Западные союзники вполне могут отказаться поддерживать США, если, например, посчитают данные американской разведки о нарушении Тегераном условий соглашения недостаточными или не захотят подвергать опасности будущие экономические отношения с Ираном.
Бликс напомнил о больших разногласиях между стратегическими союзниками американцев Францией и ФРГ, с одной стороны, и США, с другой, когда речь шла об иракском оружии массового поражения.
Впрочем, на Западе имеется и точка зрения, что вопрос санкций может стать удобным случаем для восстановления отношений и возобновления сотрудничества между Россией и США и что Москва не будет мешать Вашингтону в этом вопросе.
Предполагается, что, если соглашение по ядерной программе Ирана будет подписано, а это может произойти если не 30 июня, то уже в начале июля, то США и Европа снимут с Ирана ряд финансовых и торговых санкций.
Совбез ООН, со своей стороны, отменит несколько своих резолюций и примет вместо них новую резолюцию, которая будет содержать права и обязанности Ирана по соглашению. Ее текст пока не согласован, но скорее всего в нем будет уделено много внимания контролю за выполнением соглашения.
Автор: Сергей Мануков
http://politobzor.net/show-57749-klyuch-ot-sdelki-po-iranu-o...
Сделают ли саудиты предложение Путину, от которого тот не сможет отказаться
Саудовская Аравия направила делегацию в Москву с целью в очередной раз заручиться поддержкой России в решении своих вопросов на Ближнем Востоке.
В недавней череде дипломатических манёвров саудиты, которые раньше то пытались угрожать Москве, то предлагали ей абсурдно щедрые сделки, невольно выдали своё отчаяние и слабость в преддверии визита в Россию.
Если в наше время и есть страна, действительно нуждающаяся в поддержке России, то это Саудовская Аравия. Но, с другой стороны, если бы Москва была хоть сколь-нибудь благоразумной, то никогда не стала бы вести дела с Эр-Риядом. Подконтрольные американскому и британскому правительству саудиты позволили использовать себя в качестве посредника в «войне марионеток» с участием Сирии, Ирака, Ирана, Йемена, и в определенной степени Ливана, Египта и даже Ливии.
Хотя чиновники Госдепартамента США явно дали понять, что Вашингтон никогда не допустит, чтобы что-то случилось с их излюбленной автократией в регионе, война, развязанная Эр-Риядом в Йемене по указке Вашингтона сейчас медленно подбирается к границам Саудовской Аравии.
Эр-Рияд принимает активное участие в разгроме Ирака и Сирии, а на африканском континенте Саудовская Аравия сыграла определённую роль в дестабилизации политической обстановки Египта, и в гораздо большей степени Ливии. Развитие военных действий в регионе является основным фактором возникновения топливного хаоса на Аравийском полуострове.
На сегодня Саудовская Аравия как никогда нуждается в союзниках. Возможно, Эр-Рияд наконец-то осознал, что Вашингтон использует его как расходный материал. Являясь основным посредником в реализации тайных замыслов Лондона и Вашингтона, саудиты испортили свои социальные, экономические и геополитические связи.
Соглашение
Саудовская Аравия сделала многое, чтобы разгромить своих соседей на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также сыграла роль в давлении на государства далеко за пределами собственных границ, имеющие существенное влияние в своих регионах. Россия не исключение. По сути, роль Эр-Рияда в дестабилизации мирной обстановки в странах Ближнего Востока и северной Африки является частью большого геополитического гамбита, направленного на ослабление позиций России и других государств.
В прошлом саудиты к Москве были щедры как на обещания заключить выгодные соглашения, так и на открытые террористические угрозы, чтобы заставить Россию отказаться от поддержки Дамаска, Багдада и Тегерана.
Как сообщает лондонская газета Telegraph в своей статье «Саудиты предлагают России тайную нефтяную сделку, если она откажется от поддержки Сирии», Саудовская Аравия тайно предложила России сделку, позволяющую контролировать мировой рынок нефти и сохранить газовые контракты, если Кремль откажется поддерживать режим Асада в Сирии.
В статье ливанской газеты Ас-Сафир говорится, что принц Бандар пообещал защитить военно-морскую базу России в Сирии, если режим Асада будет свергнут. Также он намекнул на угрозу чеченских террористических атак во время проведения зимней олимпиады в Сочи, если не будет достигнуто договорённости. «Я могу дать вам гарантию защиты зимней олимпиады. Чеченские группировки, угрожающие безопасности проведения олимпийских игр, контролируются нами», говорится в статье.
Принц Бандар сказал, что чеченцы, действующие в Сирии, являются инструментом давления, которым легко управлять. «Эти бандформирования нас не пугают. Мы используем их в целях свержения сирийского режима, но они не играют никакой роли в политическом будущем Сирии».
Ясно, почему у Саудовской Аравии нет надежных союзников. Заявление Бандара о роли Эр-Рияда в создании и контролировании одной из самых опасных террористических организаций на Земле подтверждается и другими публикациями в мировой прессе. Это также доказывает лицемерие Вашингтона, Лондона и Брюсселя в разговорах о надвигающейся угрозе агрессии «исламистов».
Почему Путин может отказаться
Возрождение России как мировой державы опирается не только на Саудовскую нефть или ликвидацию угрозы терроризма в кавказском регионе. В большей степени Москва подкрепляется растущими отношениями с членами группы БРИКС и остальными развивающимися странами, стремительно набирающими массу по сравнению с глобальными политическими воротилами.
Бразилия, Индия, Китай и ЮАР также оказались под аналогичным давлением Вашингтона и Лондона, хотя, возможно, и в меньшей степени. Их совокупный ВВП обеспечивает рынку России постепенный рост вопреки введённым Западом санкций. Аналогичным образом, развивающиеся страны в большей степени осознают этот сдвиг баланса власти и начинают искать пути решения компромиссов, на которые они ранее пошли, чтобы избежать участи Ливии, Сирии и Ирака. Как ни странно, но Европейский Союз также страдает от санкций, которые сам же ввел в отношении России.
В действительности, Президент России Владимир Путин может сказать нет Саудовской Аравии, поскольку именно саудиты нуждаются в московской поддержке, а не наоборот. Роль Эр-Рияда в качестве посредника Вашингтона на Ближнем Востоке и средства оказания давления на большую мировую арену привела его к обрыву. Такая же участь неизбежна и для Вашингтона, но этого не случится, пока он поддерживает своих посредников.
Учитывая эти реалии, Москве понадобится время, чтобы забыть одинаково пустые угрозы и обещания Эр-Рияда, и начать разговор о реальном продвижении вперед.
источник