Прокурор Якутии пошел на диалог
Ни для кого не секрет, что прокуроры – это, по большей части, люди для общественности и СМИ закрытые. Специфика работы такая. Однако в феврале этого года в ходе встречи Совета Общественной палаты России с Генеральным прокурором Юрием Чайкой общественники предложили провести по всем регионам встречи молодежи с прокурорами. Чайка тогда идею поддержал, а претворять ее в жизни сегодня приходится его подчиненным в субъектах страны.
Хотя для прокурора Якутии Анатолия Подласенко пообщаться с молодежью было не в тягость - он с готовностью отвечал на вопросы, комментировал выступления участников и иногда даже шутил. Последнее для прокурора особенно нехарактерно.
Член Общественной палаты России Сангаджи Тарбаев, который модерировал «Диалог с прокурором», сказал, что задачи встречи - показать прозрачность и доступность прокуратуры; показать прокуратуре, что общественность готова на диалог; поднять вопросы, которые интересуют молодежь.
- Важно, когда на встречу приходит сам прокурор, а не прикрывается помощниками и заместителями. Это значит, что прокурор готов взаимодействовать.
А еще Тарбаев предостерег от формализации процесса и попросил участников встречи не рассказывать о своих заслугах и наградах, а задавать предельно конкретные вопросы. Это, к сожалению, получилось только отчасти.
- Мы действительно встречаемся впервые в этой аудитории. Я не знаю, насколько присутствующие здесь осведомлены о том, чем занимаются органы прокуратуры. У нас широкий спектр деятельности - защита конституционных прав граждан, вопросы уголовного судопроизводства, поддержание обвинения, разрешение жалоб и заявлений. Мы не издаём и не комментируем законы, мы действуем только в их рамках, - с этого начал встречу прокурор Якутии.
Затем Анатолий Подласенко озвучил цифры, которые помогли представить присутствующим объем нагрузки на прокурорских работников. «Но мы не жалуемся», - быстро добавил Подласенко.
Получается, что 300 оперативных работников ежегодно выявляют до 110 тысяч нарушений, вносят свыше 75 тысяч актов прокурорского реагирования и наказывают более 10 тысяч человек.
Вслед за прокурором Сангаджи Тарбаев привел уже свои малоутешительные цифры.
- Якутия занимает пятое место среди всех субъектов России по количеству преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Восьмое место - по преступлениям, совершенным в составе группы, и девятое место по преступлениям, совершенным несовершеннолетними. Высокие позиции республики в рейтинге, с одной стороны, это плохо, но с другой - это значит, что есть открытость и прокуратура работает. Поэтому я не стал бы судить о цифрах однозначно.
А потом начался ЗОЖ. Можно по-разному относиться к активистам трезвеннического движения в Якутии, но чего у них не отнять, так это поразительной хватки за любую публичную трибуну. Слово сторонники здорового образа жизни взяли в начале встречи с прокурором и не отдавали его до самого конца.
Представитель трезвеннического движения республики Елена Колесникова поинтересовалась у прокурора, могут ли региональные органы власти устанавливать ограничения по размещению точек, торгующих спиртным по отношению к школам и детским садам. И какое наказание могут понести органы местной власти, допустившие нарушение норм размещения алкоточек.
- Вы переживаете, что спортсмен не добежит до магазина, если надо будет выпить, - с улыбкой сказал Анатолий Подласенко, а потом уже серьезно и обстоятельно пояснил, что по федеральному законодательству вопросы размещения объектов, торгующих алкоголем, отданы на откуп местным властям
- К сожалению, те нормативы, которые предполагаются, они носят рекомендательный характер, и органы местного самоуправления сами эти нормативы устанавливают.
А потом с легкой грустью в голосе добавил:
- На моем веку это уже четвёртая кампания по борьбе с пьянством. Каждый раз меры запретительные и принудительные. Когда позиция принуждения возникает, то всегда сталкиваются интересы нескольких субъектов. В данном случае общественников и предпринимателей. Есть нарушение и в ту, и в другую сторону. Закон, к сожалению, прямо не говорит о нормативах. Мы проверяем. Вчера подписывал ответ предпринимателю из Нерюнгри, которому не дали лицензию из-за несоблюдения закона о расстоянии. Проверили, оказывается, все в рамках требований. Надо давать, внесли представление. По Якутску 223 предприятия проверили и по каждой ситуации принимаем меры. Редко вопросы закрытия стоят, к сожалению. Как правило, ответственность дисциплинарная, но к уголовной ответственности предпринимателя не привлечешь, как Вы, наверное, хотите.
Хотя, судя по настрою сторонников ЗОЖ, уголовная ответственность для торгующих алкоголем предпринимателей – это не крайняя мера. Радует, что мораторий на смертную казнь в России еще не отменили.
Сангаджи Тарбаев попытался к диалогу прокурор - трезвенники подключить молодежь.
- Хочется послушать, прежде всего, молодёжь и не хотелось, чтобы сегодня у нас была прилизанная молодежь, которой сказали: «Вы там, ребята, смотрите, лишних вопросов не задавайте». Не хочется нам, а такое ощущение возникает. Если считаете, что проблем в регионе нет, то давайте закончим эту встречу.
Молодой человек, представившийся Игорем, продолжил тему алкоголя.
- У нас везде алкомаркеты, везде продают спиртное. Проблемы мы не решили. Детская площадка во дворе, а рядом магазины, торгующие алкоголем.
- Игорь, вы увидели, что распивают пиво рядом с детской площадкой, где дети гуляют. Вы позвонили в полицию? Сообщили об этом? – поинтересовался Анатолий Подласенко.
- Не распивают. Дети на детской площадке смотрят на вывеску алкомаркетов.
- Если вывеска висит - это одно, если распивают - другое. Мы же вывески не можем запретить.
Еще один член Общественной палаты РФ, куратор федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев призвал общественников жаловаться более конкретно, с адресами сайтов, номерами телефонов служб, которые занимаются доставкой алкоголя или предпринимателей, нарушающих законодательство.
- Чем больше государство и гражданские активисты борются за здоровый образ жизни, тем более агрессивно начинает вести себя бизнес. Но более конкретно надо говорить - есть сайт такой-то, номер такой-то.
Руководитель городского портала «Oneclick Yakutsk» Маргарита Попова предложила Анатолию Подласенко подписать соглашение.
- У нас есть площадка, где жители, минуя бюрократические проволочки, добиваются решения своих проблем. Если мы с вами подпишем соглашение по вопросам обращений горожан в прокуратуру?
- В Якутии очень любят заключать соглашения. К нам столько предложений поступает по заключению соглашений, что мы не понимаем: мы то ли надзорный, то ли согласительный орган. Я не хочу вас обидеть. Как правило, мы соглашения не подписываем. Какое соглашение с вашей организацией может быть, если вы вдруг нарушите закон? Мы за соблюдение закона, поэтому практически ни с кем соглашения не подписываем. У нас есть дежурные прокуроры и они готовы ответить на любые вопросы граждан.
Председатель национальной ассоциации молодых юристов Якутии Тихон Дормидонтов спросил у Анатолия Подласенко об общественных помощниках прокуроров и проблеме выделения жилья для детей-сирот.
- У нас есть институт общественных помощников. Этим людям выдаются удостоверения, но к нам не каждый, кто хочет, может прийти и стать общественным помощником. Мы проводим проверку. Ранее судимый, например, никогда не будет общественным помощником. Что касается детей-сирот, то к нам поступают многочисленные обращения. Прокуратура проводит проверки по выделению жилья. Есть указ президента России об обеспечении жильем всех детей-сирот. На момент издания указа у нас было в республике 1800 детей-сирот, не обеспеченных жильем. Сейчас 570 человек в очереди. Мы неоднократно писали представления в органы власти. Когда бюджет выделяет средства на строительство, то мы смотрим, достаточен ли их объем. Республика, в принципе, нормально выделяет деньги, но эти деньги не всегда осваиваются.
В продолжение жилищного вопроса Анатолий Подласенко подчеркнул, что прокурорам в районах, где есть аварийные дома, дано указание заставлять муниципальные власти предусматривать в бюджете деньги на жилье, которое было признано аварийным после 2012 года.
- По Якутску в прошлом году 100 миллионов выделили. Районы у нас все дотационные - что урвут, то и выделят.
Журналист Алексей Соколов посетовал, что молодежь в России сейчас больше волнует легализация однополых браков в США, чем рост тарифов на ЖКХ в родной стране.
- В последние дни такая причесанная молодежь только и делает, что говорит про США и легализацию там однополых браков. Бог с ними, с американцами! С 1 июля у нас, в России, повысились тарифы на ЖКХ. Кто-то из молодёжных общественных организаций поднимал эту проблему? Поступали ли обращения по обоснованию роста тарифов?
Анатолию Подласенко только и оставалось, что отрицательно покачать головой.
- Заявлений не было. Значит грош вам цена, - резюмировал Соколов.
Однако прокурор тему тарифов решил продолжить.
- Тарифы мы все будем проверять, будем смотреть. Мы неоднократно это делали и уже возмещали переплаты по тарифам за воду, электроэнергию и так далее. Когда тарифы все будут установлены, прокуратура республики их проверит. Это касается общереспубликанских тарифов, что касается управляющих компаний, ТСЖ, то, если граждане считают, что тарифы завышены, они к нам могут обратиться и мы проверим их с учётом республиканских тарифов.
Анатолий Подласенко также посетовал, что нет критериев для определения тарифа на перевозки пассажиров в общественном транспорте. С 1 июля, к слову, плата за проезд в городских автобусах подскочила до 20 рублей.
Беседа плавно перешла к коррупции. С которой, по словам Подласенко, прокуратуре в одиночку бороться сложно, а люди этого делать не хотят. Подавляющее большинство, по крайней мере.
- В республике проводился соцопрос, выясняли, сколько процентов якутян готовы бороться с коррупцией. 31% опрошенных готовы бороться, но чтобы об этом никто не знал, 8% готовы бороться открыто. Остальные не хотят бороться. Как можно с коррупцией бороться, если только 8% якутских граждан готовы делать это открыто? Но мы – боремся.
Представитель молодежного совета федерации профсоюзов Якутии спросила у Анатолия Подласенко про участие прокуроров в сдерживании роста цен на продукты питания.
- Наши гости, если пройдут по магазинам в Якутске, то увидят, что цены очень высокие.
Сангаджи Тарбаев по магазинам обещал пройти, а прокурор Якутии напомнил, что республика – это единственный в России регион, где разрешается регулировать торговые надбавки на продукты питания.
- Вообще цены нигде не регулируются. Мы цены смотреть не можем, но смотрим надбавки. Около 30 актов прокурорского реагирования внесли. Проблема в том, что производители и оптовики набрасывают цены. Поступают продукты в магазины уже по повышенной цене. Вся Генеральная прокуратура проводит сквозные проверки, дает поручения по регионам проверять, насколько обоснован рост цен на определённые продукты питания.
Как оказалось, Якутия остается единственным регионом России не только по возможности регулировать торговые надбавки, но и по отсутствию у региональной прокуратуры права законодательной инициативы.
- Мы неоднократно обращались, чтобы нам дали право законодательной инициативы. Его нам не дали. Якутия - единственный регион в стране, в котором прокуратура не имеет права законодательной инициативы.
Сангаджи Тарбаев Анатолию Подласенко пообещал, что Общественная палата РФ сделает соответствующее обращение в якутский парламент. Возможно, что просьба общественников поможет прокуратуре республики.
Подводя итог «Диалога с прокурором», Анатолий Подласенко призвал общественников жаловаться. Можно даже анонимно, ведь «утечки информации из прокуратуры нет», а Сангаджи Тарбаев пришел к выводу, что гражданское общество пока не готово квалифицированно разговаривать с органами власти.
На том и разошлись.
Фото: www.ridus.ru