Китайские церемонии с глубоким подтекстом
30 июня в Санкт-Петербурге завершилось двухдневное совещание министров обороны государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В условиях резкой дестабилизации, которая наблюдается в восточном полушарии, это событие сегодня приобретает особый смысл и значение.
Иностранные гости пафосного отеля «Коринтия», расположенного на Невском проспекте, целых два дня с изумлением наблюдали, как по холлам и коридорам то и дело сновали люди восточной наружности в экзотичной военной форме, а на лестницах, ведущих в конференц-зал, несли службу высокие парни из почетного караула в патриархальных русских мундирах, расшитых золотыми позументами.
Вряд ли иностранные гости догадывались, что на их глазах проходила встреча серьезных военных начальников, контролирующих вооруженные силы общей численностью до 4 миллионов человек. Это, на минуточку, вдвое больше, чем могут выставить наши «потенциальные партнеры» из США и НАТО.
Напомним, что в ШОС входят Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Если посмотреть на эмблему этой организации, созданной еще в 2001 году, то там мы увидим на фоне земного шара своеобразный треугольник, который состоит из территорий шести перечисленных стран.
Это очень приличный фрагмент планеты, занимающий по площади 30 с лишним миллионов квадратных километров, или 60% Евразии. И так сложилось, что все нынешние тревожные новости приходят из стран, расположенных по периметру этого «треугольника». Вот почему лица министров обороны, собравшихся на совещание, были серьезны, а формулировки, звучавшие с трибун, достаточно жестки.
Особую пикантность встрече придавала книжная выставка из запасников Военной исторической библиотеки Генштаба Российской армии, проходившая в кулуарах совещания.
На стендах — уникальные трактаты и документы: оригинал первого воинского устава Петра I, Атлас Российской империи конца XVIII века, развернутый на странице «Таврическая область», исследования по истории, географии и военному искусству Китая. И в качестве «вишенки на торте», в самом центре экспозиции — две небольших брошюры военной поры «Освобождение Донбасса» и «Освобождение Крыма». Как говорится, намек засчитан.
Книги эти были выложены явно не случайно, да и тема Украины в речах выступавших звучала неоднократно. Судя по выступлениям, события в Донбассе участники встречи относят к серьезным угрозам миру и ставят Украину в один ряд с Сирией, Ираком, Афганистаном, Йеменом, Ливией и так называемым Исламским государством.
Об «ИГ» вообще был разговор особый: экспертов тревожит слишком напористое распространение этой террористической структуры на Ближнем Востоке, а представители Китая сделали очень любопытное сообщение о том, как эффективно работают вербовщики исламистов в интернете. Надо заметить, что угроза радикального ислама Китай беспокоит не меньше, чем РФ и представителей наших среднеазиатских республик. Известно, что в КНР есть проблемный Синьцзян-Уйгурский район, населенный мусульманами, среди которых также сегодня ведется подрывная работа со стороны «ИГ».
На встрече министров говорили также об угрозах со стороны наркомафии, организованной преступности, религиозных экстремистов и разносчиков «цветных революций». Говорили и о формах противостояния всем этим безобразиям — обсуждался План сотрудничества военных ведомств организации на 2016–2017 годы, Положение о порядке создания и работы совместных групп контроля за соблюдением требований безопасности полетов при проведении совместных учений и ряд других документов.
Но главным событием совещания стала двустороння встреча Сергея Шойгу и его китайского коллеги Чана Ваньцюаня, вызвавшая особое внимание наблюдателей, особенно то, как глава китайских ВС назвал министра обороны РФ своим большим другом, с которым он всегда рад встретиться, даже несмотря на большую загрузку.
Действительно, за последние два года оба министра виделись шесть раз. В этом году прошли масштабные морские маневры России и Китая в Средиземном море. Заметим, что ни мы, ни Китай не граничат с этой акваторией — то есть два флота отрабатывали слаженность действий вдали от родных берегов. В августе пройдут еще одни подобные учения — в Японском море. И есть ощущение, что кое у кого такое братство по оружию вряд ли вызывает прилив оптимизма.
Очень кстати наш министр обороны заверил китайского коллегу, что Россия помнит о жертвах, понесенных его народом в войне с японскими милитаристами, которая «унесла более 30 миллионов жизней и продолжалась 14 лет». Он также отметил, что «солидарность России и Китая имеет принципиальное значение в противодействии попыткам фальсифицировать историю, героизировать фашистов и их союзников». То есть две великие державы лишний раз подчеркнули общность своих ценностей, что в нынешнем мировом раскладе стоит очень многого.
Кстати, формально ШОС не является военным союзом, однако в нашем неспокойном мире интерес к организации почему-то резко возрос. Как заявил заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов, уже 12 стран выразили желание присоединиться к ШОС, и на предстоящем 8–9 июля саммите в Уфе будут рассматриваться заявки Индии и Пакистана на вступление в организацию. Соответственно, треугольник на карте превратится в очень серьезный ромб, который вполне может стать символом, способным гарантировать мир на планете.
