Приднестровье – новый Калининград?
Спустя 25 лет после образования Приднестровская Молдавская республика вновь рискует стать одним из главных очагов напряженности на постсоветском пространстве. Гордая и независимая территория, протянувшаяся тонкой полоской между не самой дружественной Украиной и стремящейся в румынские объятия Молдавией.
Полмиллиона человек, охраняемые полутора тысячами российских миротворцев, рискуют стать жертвами политической конъюнктуры, которая, того и гляди, вынудит "горячие головы", которые ограничиваются экономической изоляцией, но готовы развязать еще одну войну на восточных рубежах Европы.
Несмотря на экономические и дипломатические трудности, Россия не собирается "сдавать" лояльную автономию, за которую сражались солдаты генерала Лебедя в 1992 году. В серьезность амбиций и намерений Москвы заставило поверить выступление вице-премьера Дмитрия Рогозина на "правительственном часе" в Госдуме. Эпатажный и красноречивый политик предложил парламентариям начать раздавать российские паспорта молодым приднестровцам без бюрократических препонов.
Запускается классический сценарий, который удалось "провернуть" с жителями Абхазии и Южной Осетии – территории, контролируемой российскими миротворцами и де факто вышедшей из-под юрисдикции Тбилиси больше 20 лет назад.
Стоит отметить, что поползновения Москвы в сторону Тирасполя носят не односторонний характер. В Приднестровье начала действовать национальная платежная система, которую планируют интегрировать с российской к 2016 году. Это уже прямая экономическая интеграция с РФ в пику Молдавии и Украины.
Для анклава – шаг во многом вынужденный. "Час X" может настать в любой момент. Румынский премьер Виктор Понта уже объявил, что к 2018 году его страна проглотит Молдавию и не подавится. В этом разрезе судьба Приднестровья становится еще более подвешенной, ибо не известно, с Тирасполем собрался Бухарест присоединять к себе свою бывшую территорию или без.
Ненадежным товарищем выглядит и сосед в лице одесского губернатора Михаила Саакашвили. Опыт "наскока" на территории с российскими миротворцами у экс-президента Грузии имеется. Одна из конспирологических гипотез гласит, что ради решения приднестровского вопроса этого политического авантюриста и отрядили на юг Украины.
Если не для военной провокации, то хотя бы для эффективной блокады мятежной территории.
Обосновать жестокое отношение к Приднестовью поможет мифическая Бессарабская народная республика, которой Саакашвили уже начал пугать одесских детишек. Политтехнологический проект может обрести реальные очертания в случае вооруженного столкновения сил ПМР с украинской армией. При таком раскладе Приднестровье попытается пробить коридор к морю, до которого до которого рукой подать – один тридцатикилометровый марш-бросок. Все, что западнее коридора, по прогнозам украинских политологов, и образует Бессарабскую народную республику, которая потребует отделения от Украины и Одесской области.
Избежать же военной провокации поможет только одно – формальное признание Россией независимости Приднестровья, превратив узкую полоску в "южный Калининград" в пику всем международным санкциям. Пойдет ли на это Кремль или же ограничится эпатажными заявлениями Рогозина? На этот вопрос нынешняя политическая конъюнктура ответить не в состоянии.
Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько