Карелия: с инструктором и без
«Вы, наверное, все примерно одного года рождения? Так вот, если вы не будете меня слушаться, и вторая дата у вас на памятниках будет одна и та же!» - так воодушевляет в фильме «Географ глобус пропил» учитель своих учеников перед Долгановским порогом. Вот и наша походная компания недавно выслушала много похожих напутствий. Мы (наконец-то!) побывали в Карелии. Причем нечаянно даже поставили эксперимент, как это лучше делать – в организованном туре или в самостоятельном походе.
Пора, собирайся скорее!
В Карелию мы собирались давно, но всякий раз останавливались, ибо это – а) дорого, б) долго, в) хлопотно и непонятно, с какого конца взяться за организацию. Но в прошлом году двое наших парней все-таки съездили в Карелию - в тур, где объединяют в группу совершенно чужих людей. Хлебнули трудностей, выжили и предлагали повторить экспириэнс, но уже со своей проверенной компанией. Все загорелись идеей, но, увы, мнения разделились: одни хотели предсказуемости, а другие – приключений. То есть одни выступали за организованный поход, а вторые – за самостоятельный. Договориться не удалось, и мы пошли в одни сроки, по одной реке, но разными группами.
Организованный тур. Капитан Виталий Лаптев
Выбор фирмы
Фирм, предлагающих «сплавные» туры, в Карелии немало. С принимающей стороны - катамараны, трансфер до реки, инструктор (или два, три), закупленные и упакованные продукты, мелкое и крупное снаряжение для группы, включая спасжилеты, каски, веревки, топоры, пилы, кухонную утварь и т.д. Предоставляли даже гидромешки для упаковки личных вещей. С вас – палатки, спальники, коврики, личное снаряжение, а также хорошее настроение и навыки жизни на природе. Впрочем, палатки и гидрокостюмы, без которых в Карелии делать нечего, можно взять в аренду.
Подходы у фирм тоже разные: одни полностью обслуживают туристов (согреют, накормят, чуть ли не палатку поставят над тем, кого «развезло от усталости»), другие рассчитаны на более или менее слаженные и подготовленные группы, которые инструкторы только направляют. У нас был как раз второй вариант.
Принимающая сторона сработала четко: встретили нас прямо у вагона, погрузили в микроавтобус «Форд», который за 2,5 часа домчал нас до реки Укса.
Оборудование для группы было подобрано очень грамотно (чувствуется опыт). Я несколько опасалась, как будут куплены продукты. Ясно, что поименованная в списке «колбаса» и «тушенка» могут оказаться совершенно разными. Мы сами много лет практиковали эконом-вариант, пока однажды не послали за продуктами абсолютно неопытных парней. Руководством к действию для них были наставления Паратова из кинофильма «Жестокий романс» в адрес буфетчика парохода «Ласточка»: «Ежели чего лишнего припасешь, так спросу-то не будет, а вот если чего не хватит…» К тому же, не имея опыта закупок, у каждой товарной группы они рассуждали так: «Купим самого лучшего, тогда нас точно не заругают!»
В результате мы впервые в жизни пошли в поход с конфетами «Белочка» и «Мишка на Севере», хотя раньше обходились сушками и карамелью «Лимончики». А также с виски, сервелатом и самой лучшей тушенкой. И с удивлением обнаружили, что при делении на всех расходы отличаются незначительно. К счастью, к закупке продуктов в Карелии у меня не было ни одного вопроса – всего было достаточно, все качественное, экономии на мелочах не наблюдалось.
Водник, готовый к выходу на воду выглядит так:
-
Гидрокостюм из неопрена. Они отличаются толщиной, для похода достаточно толщины в 3 мм, моя попытка померить костюм в 5 мм толщиной кончилась провалом. Натянув его до колен, я поняла, что не хочу в таком виде не только в Карелию, но и вообще никуда. Потом выяснилось, что толстые костюмы надевают, налив внутрь мыльного раствора. Гидрик одевается прямо на тело, поскольку он – как вторая кожа. Мокнет, но мерзнуть не дает. А наличие под кожей мокрых трусов жизнь не красит. К вечеру даже в гидрике появляется ощущение, что ты сырой и холодный. Переодеться в сухое – кайф неимоверный. «Надо же, - сказал один наш друг. – Дома ведь все время в сухом ходим, но такого кайфа нет!»
-
Неопреновые боты и перчатки.
-
Спасжилет.
-
Каска. На спокойных участках каску можно снимать, прикрепляя к спажилету.
В катамаране каждый сидит на собственной сидушке, на коленках, упираясь ногами сзади в раму катамарана. Ноги вставлены в специальные петли из строп, которые затягиваются так, чтобы не вылететь, если «дернет» в пороге (а дергает там будь здоров), и в то же время, чтобы можно было высвободить ноги, если кат перевернет. Наш друг Иван из второй группы опробовал этот вариант на себе. Они перевернулись на пороге «Мельница», и Иван некоторое время потратил на то, чтобы под водой освободить ноги. Говорит, успел о многом подумать за прошедшие секунды.
При такой посадке в кате можно свеситься и практически лечь на воду или, наоборот, откинуться на вещи, закрепленные посередине.
Человеческий фактор
Главная интрига тура – это, конечно, инструктор. Именно он может либо подарить вам отличный отдых, либо провалить всю затею. В прошлом году, рассказывали парни, их инструктора выглядели, как после многодневного запоя, и было ясно, что помощи в экстремальной ситуации от них не дождешься.
Нам же, можно сказать, повезло. Наш инструктор Евгений следовал принципу: необходимо и достаточно. Инструктаж он провел сжатый, но информативный, быстро выяснил, кто и что из нас умеет, и грамотно этим пользовался. Я, например, люблю готовить на костре и хорошо это делаю. Поэтому в мои дела Женя не совался, обеспечив воду, костер, перестановку котлов при необходимости и любую техническую помощь.
Интересный момент - психологическая подготовка к прохождению порогов. Говорят, на реке Укса 20 лет не было такой «большой воды», как в этот раз. Так что пороги на пути следования - «Мостовой», «Розовый слон», «Мельница», «Каньон», «Храмина» - выглядели грознее обычного.
Схема подготовки такова: за некоторое время до порога, инструктор вас грамотно запугивает, расписывая все сложности и нюансы. И вот подходите вы, ни живы, ни мертвы, к порогу, как положено, выгружаетесь, осматриваетесь, приходите в ужас.
«Нет-нет, все просто, - говорит инструктор. – Вот по этому гладкому языку нужно попасть в основной поток, как следует разогнаться, проследить, чтобы не «приварило» обратным течением, и все!»
Тут вы видите, как встает «свечкой» катамаран-шестерка, который именно что «приварило» обратным течением, как с него сыплются люди, и ваш боевой дух слабеет на глазах.
«Ничего-ничего! – утешает инструктор. – Мы так делать не будем! Это ерунда, а вот на «Мельнице» нам придется туго…»
В пороге все происходит быстро: на смену страху приходит понимание, что катамаран поставлен правильно, потом разгон, прыжок… Смена страха на эйфорию – самое сильное ощущение, ради которого, наверное, в Карелию и едут люди со всей страны. Ну а после того, как вы подняли весла и проорались (а как же без этого) обработка начинается заново.
«Ну вот, этот порог мы прошли, но «Мельница» намного сложнее! Там вообще мясо!»
А когда вы стоите на «Мельнице» (кстати, посредине реки реально стоят остатки старинной мельницы), лицезреете табличку по погибшему воднику, бледнеете и пытаетесь укрепить моральный дух, концепция снова меняется.
«Да ничего страшного! Тут главное – рассчитать точку входа! Вещи у нас привязаны, не уплывут. Мы пойдем первыми. Встаньте пока на подстраховку, на случай, если мы перевернемся!»
И после «Мельницы» и краткого ликования – «Ну это было хорошо, но вот дойдем до «Каньона»»… И так далее, и так далее.
«Каньон» мы увидели вечером. Говорят, в прошлом году его вообще проходили, не замечая. Но тут огромные массы воды, несущиеся на скорости, кипящие «бочки» внизу и валы, которые могут захлестнуть сидящего на катамаране человека целиком, произвели на нас колоссальное впечатление. «Тунец!» - решили мы (в каждом походе есть свои словечки, мы обогатились выражением «Полный тунец» или «Натуральный тунец», поскольку это были единственные наши неудачные консервы, кроме того, нас сопровождали мифический персонаж Буй Веревкин и его сестра – Звезда Веревкина).
И ведь ничего – прошли. И сразу же за «Каньоном» Евгений привычно затянул: «Это что, а вот «Храмина» - это да…»
Кстати, потом выяснилось, что действительно – это да… Многие экипажи этот порог просто обносили.
И еще одно наблюдение. Конкретно наш катамаран шел без инструктора, и какое-то время у нас шла борьба за капитанство. Как результат «сгреблись» мы далеко не сразу и действовали как знаменитый «квартет» - «а вы, друзья, как ни садитесь…» Так вот, инструктор наш на этот балаган не повелся, и в разборы полетов не вмешивался. И заставил-таки парней найти общий язык!
Походная баня
Вообще, многие впечатления нам, можно сказать, подарили. Например, в походе без дневки (полноценной дневной стоянки) обычно не топят походную баню. Но нам все-таки удалось попариться в необычных условиях.
«Каменку» для походной бани можно и самостоятельно сложить из камней. Но в Карелии таких «печек» стоит по рекам немало. Печку топят несколько часов, а затем над ней на четырех веслах устанавливают «домик» из непромокаемого материала, закрывающийся на молнию. И все, нужно взять с собой котел теплой воды, веники (если есть), полотенце – разгонять пар. И вперед. Пар получается отменный! А уж на свежем воздухе и в хорошей компании! После парной полагается нырять в воду.
Одна из стоянок с каменкой была свободна, и инструктор принял решение ее растопить. «Поспела» баня уже к ночи, так что нырять в реку пришлось осторожно – все-таки темно, и течение быстрое. Но ощущения интересные!
А еще мы добыли березовый сок. Я лично не пила его со школы… Это тоже, можно сказать, бонус.
«Я считаю, что мы сделали правильный выбор, - говорит Виталий Лаптев. – Во всяком случае, это был выбор в пользу безопасности. Наш подход себя оправдал – эмоций масса, возвращаемся домой счастливыми!»
Самостоятельный поход. Капитан Алексей Личманов
С самого начала эта часть группы была против контроля со стороны нанятых инструкторов. Костяк компании составили парни, имеющие опыт прохождения порогов разной категории сложности. Так что они были уверены в своих силах и собирались путешествовать «без правил».
Основной камень преткновения – катамараны и их перемещение в Карелию – не отбили у ребят желания организовать все с нуля. Часть катамаранов в распоряжении группы была, часть взяли в аренду. Продукты решили закупить на месте, о трансфере договорились с местным жителем.
Билеты мы с Алексеем синхронно купили на старте продаж на один поезд и в один вагон. Предполагалось, что на стоянках мы будем вставать вместе. Но по факту они ни разу нас не догнали.
Особенностей было несколько. Во-первых, катамараны парни таки перли из Москвы. Соответственно, пришлось брать «двушки», которые предсказуемо оказались менее устойчивы. На порогах многие экипажи «покилялись». В поезде за каркасы катамаранов пришлось заплатить дополнительно, как за негабаритный груз. И спасибо еще, что не отправили в багажный вагон. Ребята просто сложили столики и водрузили «палки» в середине купе.
На сборку (разборку) катов ушло дополнительное время. Так что в первый день они стартовали существенно позже нас, а в последний – отказались от штурма порога «Храмина», так как любая авария положила бы конец планам успеть на поезд.
Во-вторых, больше внимания пришлось уделить изучению маршрута, ведь подсказок ожидать было не от кого.
В-третьих, пришлось самостоятельно продумывать все снаряжение и тащить его с собой. До экстремальных ситуаций, слава богу, не дошло, хотя мелкие травмы были.
«Я все равно уверен, что нужно учиться ходить в походы самостоятельно, - отмечает Алексей Личманов. – Иначе опыта не набраться. В крайнем случае, можно было выбрать маршрут не четвертой категории сложности, а второй. И пойти самим».
В поезде мы обменивались впечатлениями так шумно, что к нам трижды приходила милиция и просила быть скромнее. И, что интересно, все были в восторге от похода, каждый остался при уверенности в собственной правоте. Но на следующий год мы решили больше не «разводиться» и пойти, как привыкли, на байдарках в Тверскую область…
Забавные впечатления
- Сильное впечатление произвели три мужика на деревянном плоту. Явно очень профессиональные ребята, на своей конструкции они прошли все пороги. А когда они входили в «Храмину», ощущения у зрителей были непередаваемые. На свободных участках они разыгрывали новичков: «Представляете, купили тур в Карелию, и вот что нам дали вместо катамарана. А теперь еще и инструктор пропал. Вот, пытаемся его догнать.
- Несколько раз видели собак породы хаски. Одна такая путешествовала с хозяином на катамаране. Очень красивые собаки с голубоватым мехом и голубыми льдистыми глазами.
- «Водное братство», которое и в средней полосе на реках довольно крепко, в Карелии особенно заметно. Плывущие группы обмениваются репликами, подбадривают друг друга. «Эй, как называется ваша группа?» - спрашиваем мы ребят на двух катамаранах-шестерках. «Слабоумие и отвага», отвечают они. – «Конкретно мы – «Отвага», а те которые молчат и улыбаются – «Слабоумие». «Эй, «Отвага», вас догоняет «Слабоумие»», - слышалось на реке.
- Погулять по Петрозаводску мы не успели. И вообще, из-за подозрений, что можем опоздать на поезд, поехали в другую сторону и сели в поезд на промежуточной станции. Толпа водников на перроне напугала нас даже больше, чем пороги. Было страшно, что вся эта масса людей с огромными рюкзаками оттеснит нас от нужного вагона. Но все завершилось благополучно. «Неорганизованная группа» вышла из вагона и помогала при посадке. В Петрозаводске они пережили крайне неприятные полчаса. В поезде нас не было, и телефоны у нас не отвечали (сотовая связь в Карелии развивается быстрыми темпами, но пока телефон не берет). С учетом того, что оставили они нас перед порогом «Храмина», варианты, что с нами случилось, были самыми неутешительными…
- Что можно привезти на память о Карелии? Как везде, там продаются сувениры, явно выпущенные в Китае. А еще можно купить кожаные сумочки ручной работы, и забавные вязаные шапки – в форме рыб с глазами по бокам и длинных хвостом сзади, шапки оленей, медведей, вязаные шлемы викингов…А можно просто купить на память магнитики на холодильник с деревянными медведями или оленями.