Тренер Авериных: «Судьи очень хотели, чтобы Линой Ашрам выиграла Олимпийские игры. Это была ее самая высокая сложность из всех трех бригад»
Личный тренер российских гимнасток Дины и Арины Авериных Вера Шаталина высказалась о судействе в индивидуальном многоборье на Олимпиаде-2020 в Токио.
Дина Аверина стала серебряным призером, уступив израильтянке Линой Ашрам.
– Видели момент, когда Линой уронила ленту?
– Да, мы внимательно очень смотрели, потому что Дина все время говорила Арише: «Арина, мы боремся до конца. Вспомни упражнение с лентой». Мне очень понравился этот ее настрой.
Вообще, я всегда учила своих учеников: «Побеждает тот, кто делает упражнение с лентой». Это правило в художественной гимнастике, потому что лента – самый коварный вид. Тем более мы были в Японии, там высокая влажность. Вы себе не представляете, сколько мы раз гладили эту ленту, как мы переживали за эти упражнения. И Дина верила в ленту, надеялась на это упражнения. Поэтому мы смотрели специально за Линой.
И она роняет, причем делает это не просто на шаге, за что идет сбавка только по исполнении и артистике. Там одна-две десятых за то, что ты темп потеряла, плюс 7 десятых за потерю. Это уже 9 десятых. А если ты роняешь на каком-то элементе тела, то и он в минус.
У Линой самый дешевый элемент в теле – это 4 десятых. Вот 0,9 плюс 0,4 – это 1,3. Балл и три. Она уронила на риске, я не буду сейчас оценивать и говорить, сколько это десятых, но это минимум 1,5 балла. И если к той оценке, которой выставили Линой за упражнение с лентой, прибавить 1,5 балла... Да у нас таких оценок в ленте практически не существует!
– Это 24,750 балла.
– Ну, почти 24,8. Будем говорить грубо – 24,8.
– Это же колоссальные оценки за ленту, просто колоссальные.
– Ну не бывает практически никогда таких оценок, понимаете? Просто нет. Нас-то оценили прекрасно в упражнении с лентой, заслуженные 24 балла у Дины. Но по поводу Линой вопрос к бригаде ленты: «Откуда вы нашли столько бонусов в упражнении с лентой по владению предметом?»
И еще вопрос к бригаде, которая судила упражнение с булавами. Про Арину я уже сейчас молчу, к сожалению, потому что у нее случилась эта ошибка в ленте. Но к упражнению с булавами Дины Авериной... Мы подали протест – так его не рассмотрели, они даже не отреагировали! Если бы ей подняли хотя бы на 0,4, на 0,3. Да если бы даже на 0,2 подняли – результат был бы другим!
Самый большой вопрос к упражнению с булавами. У меня сложилось такое впечатление, потому что у нас каждый шаг был дорогой. Дина даже рукой не ведет бесплатно в этом упражнении, это самый огромный набор в истории художественной гимнастики – именно в упражнении с булавами. Поэтому у меня такой вопрос: «Почему?» Если вы, опуская голову, считали эти бонусы, так быстрее поднимайте голову и смотрите! Вы же профессиональные судьи.
– Как раз оценки за булавы в финале открываю: 28,150 у Дины. Это на порядок меньше, чем у Линой.
– А ей не засчитали 1,7! Ну, хорошо, это мои амбиции, хорошо, балл ей не засчитали. Дина Аверина получала оценки 29 баллов. Значит, другие судьи видят, а эти, которые приехали на Олимпийские игры, не видят. У нее просто украли!
Даже если убрать все амбиции России, убрать амбиции мои, Ирины Александровны (Винер) и наших судей – все равно 0,7-0,8 ей не зачли. Вот даже, знаете, если сильно не захочешь засчитать, но вот эти баллы вы обязаны были найти. Куда они делись? Я просчитала: 1,7 они не засчитали ей. Ну, хорошо, я – заинтересованное лицо, я тренер. Ирина Александровна – заинтересованное лицо, она тренер.
– Ну, минус балл, предположим.
– Даже не балл! Полбалла – хорошо, опустимся до полбалла.
– Этого бы более чем хватило.
– Вот я про то и говорю. Понимаете, тут шло уже прямо закономерно, что Линой Ашрам должна стать чемпионкой. Любая [спортсменка], но только не из России. Вот у меня такое впечатление сложилось.
– Есть еще очень важный момент, мне кажется, его будет правильным прояснить. Насколько я помню, в последние несколько циклов не было олимпийской чемпионки, которая теряла бы предмет. То есть потеря раньше автоматом как бы отодвигала человека на второй план.
– Я не помню такого на своем веку, да.
– Но при этом на чемпионатах мира такие ситуации бывали, в том числе и у нас. И вот в связи с этим зачитаю цитату Линой: «На чемпионате мира 2018 года Дина уронила ленту и все равно победила, мы не сказали ни слова. Это Олимпиада, судейство было максимально справедливым».
– Ну, во-первых, Линой Ашрам пусть посмотрит внимательно свои выступления с того чемпионата мира и на выступления Дины Авериной. Дина тогда не была еще травмирована так серьезно и была на три головы выше Линой Ашрам, не побоюсь этого слова. У нее сложность зашкаливала.
Линой, во-первых, не во все финалы даже там попала, у нее укатился мячик, у нее падали предметы, она еле-еле собралась на последние выступления, и Саша Солдатова проиграла ей совсем ничего, только потому, что Саша ошиблась в ленте. А Дина Аверина выступала на три головы лучше. Потом Дина тогда уронила ленту около себя, без схождения с места и не на таком серьезном элементе, как Линой на Олимпиаде, это первое. Во-вторых, разрыв на Олимпиаде составлял у них 0,85.
– Перед лентой вы имеете в виду?
– Перед лентой. А разрыв на чемпионате мира 2018 года у Дины и Линой Ашрам составлял 1,65. Если бы Дина даже встала на голову и села на мягкое место, на четвереньки встала бы, она все равно стала бы чемпионкой. А лента – это тот предмет, в котором не выставляются высокие баллы, там заведомо уже на 2-3 балла ниже оценка, чем в остальных упражнениях. Поэтому Линой лучше пусть внимательно посмотрит свои выступления, и тогда, думаю, она сама себе ответит.
– То есть чтобы так подвести черту, на тот момент Дина была на порядок выше по всем…
– Не просто на порядок, а на три порядка выше.
– Дело в том, что в похожем ключе высказывались и те, кто считал, что Линой заслуженно обыграла Дину на Олимпиаде. Дескать, у Линой очень высокая сложность и эта ошибка не повлияла на итоговое распределение мест.
– Нет, у Линой в Токио была прекрасная спина – это судьи. Вот все, что я могу сказать. Они очень хотели, чтобы Линой Ашрам выиграла Олимпийские игры. Вот это была ее самая высокая сложность из всех трех бригад.
Очень лояльно, по-доброму судили эту девочку. У меня к Линой Ашрам, еще раз повторяю, нет никаких претензий. Ни к имени, ни к фамилии, ни к ее флагу, ни к ее принадлежности. Это просто Линой Ашрам, гимнастка. Другое дело, что ее захотели поставить выше и сыграли вот эту всю комбинацию. Но она в этом не виновата, я ни в коем случае не хочу ее ни в чем обвинять, – сказала Шаталина в интервью «Матч ТВ», записанном через месяц после Олимпиады.
