Бюджет-2016: какие расходы попадут под нож?
8 октября правительством РФ был одобрен проект бюджета на 2016 год. Сокращения коснулись большинства расходных статей бюджета, в том числе и «неприкосновенных» – расходов на оборону. И невзирая на то, что социальные расходы в целом возросли, в прессе этот бюджет тут же заклеймили эпитетами «антисоциальный», «антинародный» и т. п. Попробуем разобраться, насколько бюджет отражает реалии сегодняшней российской экономики и действительно ли он «антинародный».
Чем бюджет 2016 года отличается от предыдущих?
Отличие бюджета 2016 года от предыдущих в том, что впервые за последние годы он сверстан с дефицитом (чуть менее 3%), более того, урезано больше половины его основных расходных статей. Сокращение коснулось даже таких, казалось бы, «неприкосновенных» статей, как оборонка. Приостанавливается исполнение бюджетного правила и дефицит бюджета будет покрываться из средств Стабфонда.
Иными словами, зарабатывать мы стали меньше, чем тратить, и даже сокращение расходов не позволяет уравновесить их с доходоми. Приходится вытаскивать деньги из «заначки», которая далеко не так велика, как казалось раньше.
Что хотят сократить?
Сократить хотят 6 из 11 основных расходных статей бюджета. Это коснется здравоохранения, образования, расходов на СМИ и на освоение Луны. И многого, многого другого. Если более детально, то, например, расходы на программу «Развитие образования» сократятся на 9,1%, на программу «Развитие здравоохранения» – на 16% по сравнению с текущим годом, подпрограмма развития скорой помощи будет сокращена на 34%, подпрограмма профилактики заболеваний и развития первичной помощи – на 42%.
Коснулись сокращения и расходов на оборонный сектор. Но тут правительство уповает на постепенный отказ от использования импортных комплектующих и переход на российские аналоги. Насколько велика в этой отрасли зависимость от импорта и насколько готова наша промышленность к импортозамещению, из открытых источников узнать затруднительно. Скажем, при производстве спутников доля импортных комлектующих доходит до 70%.
Сократятся на 1,1 млрд рублей расходы на поддержку СМИ. Среди тех, кому будет урезано финансирование, – ИА ТАСС, телеканалы Первый канал и Russia Today, региональная пресса. Но как раз в медиасфере все не так грустно: по поручению президента Путина будет запущен новый телеканал «Матч ТВ» во главе с генеральным продюсером Тиной Канделаки. Канал получит при этом субсидии в размере 850 млн рублей. Вероятно, по замыслу президента, трансляции матчей по телевизору будут способствовать популяризации спорта и общему оздоровлению нации, а заодно и поддержат СМИ в это трудное время, хотя бы в лице их отдельных представителей.
Что будет с зарплатами бюджетникам?
Сократятся примерно на 34 млрд рублей. Из них зарплаты педагогам «оптимизируют» примерно на 24 млрд рублей, медработникам – более чем на 9 млрд рублей и другим категориям – еще почти на 900 млн рублей. И сделано это будет с помощью нехитрых манипуляций со статистикой – таким образом, что и майские указы президента о росте зарплат бюджетникам будут выполнены, и денег меньше потрачено. Попросту, методику расчета базы, исходя из которой производятся индексации зарплат, изменили таким образом, что база эта стала меньше, а соответственно и индексации тоже уменьшились. Кого и зачем можно ввести в заблуждение с помощью таких приемов из арсенала наперсточника, непонятно.
Что будет с пенсиями?
Пенсии планируется проиндексировать на 4% в начале 2016 года. Это чуть более 500 рублей в среднем. Также, по словам премьер-министра Медведева, возможна еще одна индексация осенью 2016 года – тоже на 4%. Но это при условии, что все вдруг изменится, экономика начнет расти, появятся дополнительные деньги. Специалисты рекомендуют этот сценарий всерьез не воспринимать. В том, что надбавка эта будет «съедена» инфляцией еще до ее начисления, можно не сомневаться. Только в этом году инфляция превысит отметку 12%, а по товарным группам, которые наиболее востребованы пенсионерами (овощи, крупы), эта цифра будет существенно выше. Так, гречка за этот год вздорожала практически вдвое, начинается сезонный рост цен на овощи и фрукты – тоже отнюдь не на 4%.
Работающим пенсионерам индексация пенсий не предусмотрена вовсе.
К сожалению, это еще не все «подарки» правительства. Дело в том, что в проекте бюджета 2016 года предусмотрены сокращения дотаций на ЖКХ. Так что вполне вероятно, что вопрос роста стоимости продуктов питания пенсионеров не будет интересовать вовсе – вся пенсия будет уходить сразу на оплату услуг ЖКХ.
Какие перспективы видит правительство?
Глава ЦБ РФ Набиуллина признается, что добиться инфляции в 4% за ближайшие два года не удастся. Но будут стараться приблизиться к этой цифре максимально. Так, прогнозируемая правительством инфляция на 2017 год – 6%, на 2018 год – 5,1%. Сможет ли ЦБ добиться столь низких показателей инфляции старым и отлично зарекомендовавшим себя способом – таргетированием, непонятно. Разве что таргетировать в две смены.
Глава Минфина Силуанов призывает пополнить бюджет за счет нефтегазового сектора. Глава МЭР Улюкаев возражает ему, говоря, что в этом случае сократятся инвестиции в отрасли и это обязательно обернется потерями в будущем. Против таких мер и глава Роснефти Сечин. Его аргументацию можно коротко выразить фразой «самим мало».
Предлагается в очередной раз заморозить пенсионные накопления, но не просто их взять и потратить, а как-то по-особенному: создав специальный резервный фонд, распоряжаться которым сможет только руководство страны. Какой фонд еще нужен и на основании какого закона при уже имеющихся двух суверенных фондах – не уточняется.
Кстати, президент Путин на проходящем в эти дни в Москве форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет», заявил, что заморозка пенсионных накоплений – мера вынужденная и временная и что все накопления вернутся в целости и сохранности. Время, когда накопления будут разморожены, не уточнялось.
Кроме того, правительство видит большой потенциал роста экономики в оптимизации расходов. Например, внезапно выяснилось, что значительная часть средств, выделяемых на докапитализацию госкорпораций, лежит на депозитах в банках или вращается на финансовых рынках. Еще одним откровением для правительства стало огромное количество недостроя. Так, из почти 800 объектов, запланированных к вводу в прошлом году, в эксплуатацию введено менее половины. Налицо то самое «нецелевое использование», с которым так «успешно» боролись все предыдущие годы.
Что думает президент?
Президент Путин на основании мнения «некоторых специалистов» полагает, что спад экономики уже достиг своего пика. Ну если и не достиг, то уже совсем рядом. В целом экономика приспособилась, адаптировалась и рост ее не за горами. Наблюдается рост в сельском хозяйстве, начался приток капитала. По данным главы МЭР Улюкаева, отток инвестиций в этом году составит порядка 10%. Откуда берет свои данные президент, осталось неясным. Возможно, от тех же «некоторых специалистов».
Так является ли бюджет-2016 антисоциальным?
Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. В условиях, когда приходится делить «тришкин кафтан», бюджет, безусловно, будет либо «антинародным», либо «антисоциальным», либо еще каким-нибудь «анти-». Тут других вариантов быть не может. Можно лишь спорить о том, кого придется больше «урезать» – врачей, учителей или пенсионеров.
В данном бюджете смущает иное – он не является антикризисным. То есть все действия чиновников сводятся к одному – решению вопроса, где взять денег сегодня, сейчас. Такое впечатление, что сложившаяся ситуация явилась для них полной неожиданностью. Премьер Медведев видит в такой ситуации стимул заняться наконец-то импортозамещением, ибо в тучные годы, когда высокая цена на нефть позволяла обеспечить сравнительно высокие расходы, думать о производстве и импортозамещении, по признанию премьера, никому не приходило в голову. А в чем же тогда состоят служебные обязанности премьера вместе с целым кабмином? В распределении нефтегазовых доходов и только?
А пока что глава Минфина Силуанов видит спасение в заморозке пенсионных накоплений и в деньгах нефтегазовых корпораций, глава МЭР Улюкаев ждет «хорошего драйвера». Был ли до этого плохой или вообще никакого «драйвера» не было, непонятно. Глава ЦБ Набиуллина таргетирует, а президент обещает, что светлые деньки наступят буквально скоро.
И нет в бюджете даже намека на какие-либо положительные изменения в будущем. Есть расходование Резервного фонда, которого хватит на годик с небольшим, и урезание статей расходов (по поводу Фонда национального благосостояния некоторые эксперты говорят, что он уже давно расписан на поддержку банковской системы). И бесконечные ожидания «драйверов», «трендов», таргетирование и еще камлание над ценой на нефть. Вот и весь профессиональный багаж специалистов, призванных выводить страну из кризиса.
Это, скорее, бюджет выживания, но никак не антикризисный.
Кстати, чиновники в эти трудные времена тоже хотят разделить тяготы и невзгоды с остальными гражданами страны. Так, в Госдуму отправлен законопроект об отмене индексации окладов чиновников. Правда, рост окладов чиновников в текущем году уже был заморожен в связи с кризисом, однако на росте доходов чиновников это никак не отразилось: доходы эти большей частью состоят из надбавок, премий, льгот и т.п. А Госдуме выделяют дополнительно почти 3 млрд рублей – в основном на увеличение зарплат сотрудников аппарата Госдумы. Сегодня они получают в среднем около 104 тыс. рублей в месяц, что является прямой дискриминацией: их коллеги в аппарате правительства и в администрации президента получают в два с лишним раза больше. Президент же работой правительства и ЦБ в условиях кризиса вполне удовлетворен.
Галина Яшина,
«Капитал Страны»