Сергей Канавский: «Деловой совет ШОС служит инструментом поддержки эффективных проектов в интересах со стороны государства»
"Южный Китай" побеседовал с исполнительным секретарем Делового Совета Сергеем Вадимовичем Канавским. Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества - одна из ключевых российских структур, обеспечивающая взаимодействие стратегических проектов российского правительства и бизнеса в рамках российско-китайского взаимодействия.
Сергей Вадимович, что из себя представляет Деловой совет ШОС?
Деловой совет – это организация, учрежденная главами государств. В течение полутора лет работала специальная рабочая группа, ее итогом стало официальное создание Делового совета ШОС в июне 2006 года, на совещание глав государств в Шанхае. Деловой совет – это общественная структура, которая состоит из шести национальных частей и Секретариата . Наша задача – организация деловых форумов, подготовка проектов в рамках экономического взаимодействия. Это активно действующая структура, которая выполняет функцию поддержки бизнеса в рамках развития государственных стратегии.
Речь идет только о крупном бизнесе?
Не только, это весь спектр бизнеса от крупного до малого. Государство определяет главные направления государственного развития, например, энергетика, развития транспортного потенциала, развития в области здравоохранения, высоких технологий, эти задачи для нас являются определяющими. По ним организуется с одной стороны организуется взаимодействие в рамках министерств, а с другой стороны – Деловой совет ШОС через свои контакты с бизнесом демонстрирует свой потенциал и предлагает соответствующие проекты. Ведь бизнес чаще находит те ниши, которые на уровни государства, не видны и предлагает что-то новое. Во-вторых, бизнес более гибок, а в третьих, это снимает бюджетную нагрузку с государства, бизнес может помочь в этом отношении государства, но развивать сотрудничества по этому региону. При этом бизнесмен должен понимать, что он решает не свою личную задачу, но и решает государственную задачу в том числе.
Какая работа ведется в рамках Северо-Западного региона в России?
Как раз здесь на Северо-Западе благодаря активности бизнес кругов, поддержки со стороны региона, наиболее активнаы я частьструктуры национальной части и Секретариата Делового совета ШОС. Мы создаем здесь инструменты для работы бизнеса и рынка, к нам большой интерес партнеры из Китая, Индии, Турции и других стран-членов, наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС.
Какую роль играет Северо-Запад во взаимодействии Китая и России, создания коридора Китая в Европу?
В России создаются транспортно-логистические комплексы. У нас создан ТЛК «Южноуральский» и это первый шаг в выстраивании данного маршрута на Москву и Санкт-Петербург, а возможно и другие западные регионы России..
Мы общались на выставке с китайскими компаниями, но на русском совершенно не хватает контента, как это решается?
Для это и существует Деловой совет ШОС, чтобы помогать этим бизнесменам. Однако все проекты, которые проходят через нашу систему, проходят проверку эффективностью и только после этого получают возможность позиционирования как проект ШОС, тогда у проекта появляется возможность включения в федеральные программы, налоговые льготы, подключаются финансовые институты.
Яркий пример - ТЛК «Южноуральский», который начинался с чистого поля. «У нас есть проект, у нас есть инвестиции. у нас есть договоренности, помогите нам наладить контакты, чтобы через нас пошли грузы». Мы помогли им наладить контакт – побывали в Казахстане, Китае, совместно разработали систему поставки грузов. В итоге губернатор Челябинской области увидел перспективность проекта и счел возможным предоставить участникам проекта некоторыел налоговые льготы, помог в создатьсоздал комфортные инфраструктурныее условияя – в результате сформироваласьтак как для него создается в регионе так называемая «точка роста».
Министры транспорта ШОС официально открыли в июне 2015 года первую очередь ТЛК побывали в этом проекте и дали придали проекту ему серьезное ускорение.
Здесь, на Северо-Западе, мы прикладываем максимальные скоординированные усилия, чтобы проект «Экономический пояс Шелкового пути» шел максимально использовал возможности регионовчерез нас – и как один из возможных вариантов -через центральную Россию – в Финляндию и в страны Балтии, и это достаточно интересно нашим партнерам.
А есть ли представление, насколько выгодней пускать грузы по суше, чем по морю?
Есть конкретные цифры: морской трафик занимает 60 дней – это Гуанчжоу-Роттердам, если груз идет через Россию-Казахстан – то это всего 12 дней. При этом грузы, которые идут в центральную Россию, очевидно, придут быстрей из Западного Китая, не из Гуанчжоу через Санкт-Петербург, а напрямую.
По каким конкретным областям сегодня идет взаимодействия Делового совета ШОС с Китаем?
Мы ведем работу по трем нескольким направлениям: выстраивание взаимодействия индустриальных парков с задействованием возможностей территорий опережающего развития, взаимодействие в области туризма – у нас есть идеи создания программ индивидуального туризма через Деловой совет ШОС. Запрос есть как раз со стороны южных провинций Китая – Хайнань, Гонконга, Гуандуна. Кроме тогоИ третья сфера – это взаимодействие в сфере здравоохранения, нам здесь очень важно наладить систему взаимодействия с сертифицированными государством структурами народной медицины в Китае.
Ведется работа по созданию единой межрегиональной электронной торговой площадки, а так же организация площадок реализации высокотехнологичных проектов с использование Секретариата ДС ШОС в качестве депозитария проектов, обеспечивающего их правовую защиту и содействующего, таким образом информационному обмену по проеткам и их коммерциализации.
Иван Мелехин