«Все было идеально»
Эта фраза принадлежит театроведу Айлане Кужугет. Совершенно редкий случай, когда она так говорит о каком-либо спектакле. Так что открытие юбилейного сезона в Национальном театре имени В. Кок-оола можно и впрямь назвать историческим.
Хотя недостатки были: зрители
Вот о них и скажем в самом начале, чтобы потом о них забыть. Или постараться исправить. Если получится…
Главный недостаток, то, что было не идеальным, с точки зрения Айланы Калиновны, – зрители. Да, мы, зрители, недостаточно воспитанны. Мы ухитряемся смеяться в самых неподходящих местах, мы не всегда глубоко понимаем смысл и содержание спектакля.
Но, спешу нас утешить, среди нас есть и действительные ценители и знатоки. Многие из нас смотрели «Хайыраан бот» и спектакль «Кара и Седип» по несколько раз, только для того, чтобы сравнить игру актеров, чтобы увидеть новые нюансы или новые решения сцен.
Так что «зрительский недостаток» еще вполне можно исправить.
Недостаток: мачо
Но никто никогда не сможет исправить другой момент: невозможно сыграть роль Седипа так, чтобы он понравился всем зрителям.
Похоже, Седип становится не просто романтическим героем, но и неким идеалом, в котором каждый хочет увидеть что-то свое. И сейчас мнения зрителей разделились. Одни говорили, что, мол, наконец-то мы получили настоящего героя, а то прежние были какими-то хлипкими. Другие, напротив, считали, что легенда «Кара и Седип» - это что-то тонкое, нежное, как «Ромео и Джульетта», и Седип должен быть тонким и нежным. А на сцене – реальный мачо.
Никто не отрицал, что Уран-оол Стал-оол очень красив и эффектен. (Увы, сотрудники театра, дамы мало обращают внимания на талант актера.) Но некоторым хотелось, чтобы он был еще моложе, а другим – чтобы постарше и более решительным.
Ярость шамана
Раньше в постановках костюмы всех героев были абстрактно сероватыми, голубоватыми. Айлана Кужугет говорит, что это как раз для того, чтобы показать – это легенда. В реальной жизни у девочек тоны могли быть и голубыми, и розовыми. У замужних женщин – потемнее: синие, зеленые, фиолетовые. Ну, а в легенде и образы такие – нереальные.
Сейчас почти у всех актеров тоже были костюмы-образы: белые, серые, голубые.
Исключением взрывался на сцене шаман – Хам-оол в исполнении Олега Сата. Красные, ярко-красные ленты, косички, плащ. Краски пламенели и словно указывали – это на нем кровь, это он во всем виновен!
Да и сам шаман был отнюдь не «черным вороном», это был молодой и яростный шаман. В нем тоже бурлила жизнь, он тоже был влюблен.
В общем, еще чуть-чуть, и о Седипе можно будет забыть. Боль и трагедия шамана станут больше занимать зрителей.
Ну, а в целом – да, сезон начался. Начался одновременно традиционно и оригинально, старая постановка и новые решения.
Анастасия Александровна Давыдова
Через полтора года ей будет девяносто лет. Такой возраст уже не скрывают. Начала работать в библиотеке в 1945 году. Большинство из тех, кто сейчас читает этот материал, в те годы еще и на свет не появились. После ухода на пенсию, долгое время работала в театральной библиотеке. Она старается ходить на все премьеры, на открытия сезонов. «Как же не пойти? Ведь это – праздник». И «Хайыраан бот», и легенду «Кара и Седип» она видела уже много раз. Да, пьесы ставятся каждый год, но «они же все разные».
Виктор Кок-оол
По понятным причинам, его ни о чем нельзя спросить. Хотя в его произведениях есть ответы на многие вопросы. Виктор Кок-оол – это целая эпоха театра, это – само становление театра. Это то, без чего тувинский театр немыслим вообще. Недаром Национальный театр носит его имя.
А в этом сезоне будет поставлена пьеса о нем. Сценарий уже есть. Осталось дождаться премьеры.
Айлана Кужугет
Самый строгий ценитель, профессиональный театровед, которая всегда замечает недостатки в любой постановке. Не для того, чтобы просто возмутиться, а для того, чтобы помочь исправить, чтобы спектакли стали еще лучше.
«Все было действительно идеально. Совершенство! И то, как сделали «проходку» актеров по залу, – очень хорошо. Необычно, но очень хорошо. Костюмы, грим, игра актеров – все выше всякой критики. Сейчас в театре создали Общественный совет, в который вошли те, кому небезразличен театр, кто заинтересован в его развитии».
Айлана Чадамба
Директор ТЮЗа. Она напомнила, что и ТЮЗ отметил в этом году юбилей, пятьдесят лет, и что Театр юного зрителя тоже шагает в ногу и вполне поспевает за «большим» театром.
Сегодня для нее двойной праздник. Первый, конечно, само открытие нового сезона. Второй – в пьесе играет их «выпускник» Уран-оол Стал-оол. Она пришла не столько «поболеть» за него, сколько посмотреть – насколько бывший тюзовец действительно хорош и справляется с ролью. Игра некоторых актеров ее разочаровала, но режиссерские решения – необыкновенно хороши. Алексей Ооржак умеет сделать так, что каждый раз эту пьесу смотришь как новую.
Начын Шалык
Главный художник театра. Как и все остальные считает, что открытие сезона – это большой праздник для всего театра. А то, что каждый сезон начинается с «Хайыраан бот» или с легенды «Кара и Седип» - так это правильно. «Пьеса ведь о любви, а что может быть выше и важнее настоящей любви?!»
И.