Перспективы водородной энергетики
Несмотря на некоторое затишье в информационном поле, интерес к водородной энергетики не угас. Скорее, отрасль перешла от громких заявлений к этапу принятия конкретных технологических решений. Для России приоритетной задачей является развитие технологий производства, хранения и транспортировки водорода именно для внутреннего пользования. В рамках реализации «Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации» на перспективу до 2050 г., на Сахалине был запущен «Восточный водородный кластер», предназначенный для тестирования отечественных технологий производства и использования водорода. Кроме этого, мировые проекты, такие как Spirit jo Scotia Green Hydrogen Production Hub (Канада) и Western Green Energy Hub (Австралия) и др., демонстрируют масштабные планы по производству водорода с использованием возобновляемых источников энергии. Однако большинство из них всё ещё находятся на стадии подготовки.
Дальнейшие перспективы этих проектов и водородной энергетики в целом зависят от множества факторов. Среди них: наличие спроса на водородные технологии и приток новых инвестиций. По разным оценкам, к 2050 году доля потребления водорода в глобальном энергобалансе должна составить порядка 18%, при этом 10% будет приходиться на «зелёный» водород. К этому же времени объём производства низкоуглеродного водорода должен составить 420 млн тонн.
Добыча природного водорода пока остаётся экспериментальной областью даже несмотря на то, что были найдены скважины с его высокой концентрацией. Однако пока методы поиска, разведки и добычи ещё не отработаны. На данный момент нет оснований полагать, что в ближайшее время ситуация кардинально изменится, поэтому основным направлением в этой области до сих пор остаётся развитие способов промышленного получения ресурса. В России это прежде всего паровая конверсия метана, пиролиз метана, газификация угля, электролиз воды с использованием ВИЭ и некоторые биологические методы.
Основными барьерами для массового внедрения водородного топлива являются высокая стоимость его производства, взрывоопасность и летучесть газа, отсутствие необходимой инфраструктуры и международных стандартов регулирования. Решение этих проблем возможно за счёт государственной поддержки и инвестиций в научные исследования, разработки нового законодательства. Такие же препятствия стоят на пути массового использования и других газов, имеющих большой потенциал. Например, метанол может заменить нефть во многих нефтехимических процессах. Кроме этого, он используется как топливо для двигателей внутреннего сгорания и газовых турбин.
Спикер: Олег Шевцов, генеральный директор АО «Трансэнерком»