Добавить новость
smi24.net
Все новости
Октябрь
2025
1 2 3 4 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Рустам хазрат Хайруллин рассказал, почему никто не знает, как выглядит Бог

«Почему пилот входит в рай вперед священников?»

– Как Всевышний описывается в Коране?

– Какой он – Всевышний? Просто так нарисовать или представить его мы не можем. Но в Коране Всевышний обращается к нам – и это красная нить – со словами: «Нет ничего подобного ему ни на Земле, ни на небесах». В православии мы можем читать, что Бог сотворил человека по облику своему. Ислам говорит: «Нет, человек не похож на Создателя, Создатель не похож на человека».

Дальше Всевышний описывает себя, и мы прекрасно знаем 99 его имен и качеств. Мы с детства наизусть читаем суру «Куль хууа Ллаху ахад» (сура «Аль-Ихлас», – прим. Т-и), где Всевышний описывает себя. Причина ниспослания этой суры – вопросы, преследовавшие Пророка: «Какой он?», «Покажи!», «Объясни!», или, грубя говоря: «Нарисуй!». Но Пророк не может нарисовать Всевышнего, мы не имеем права и не можем визуально представить Всевышнего.

Поэтому зачитывается «Куль хууа Ллаху ахад», то есть «Скажи, что Аллах един». На каких бы языках люди ни говорили – «God» или «Бог», Всевышний един. Мы, мусульмане, зовем его эпитетом «Аллах», то есть «творец, создатель».

«Аллаху с-самад» (продолжение суры «Аль-Ихлас», – прим. Т-и) – то есть он всеми нами искомый. Создатель не нуждается в нас. Если весь мир начнет молиться, Всевышнему от этого «ни плюс, ни минус». Если весь мир начнет грешить, Всевышнему это «ни плюс, ни минус». Мы сами нуждаемся в Творце.

Говорят, проводился эксперимент, где человеку дали вещь и внушали, что эта вещь – его Бог. Прошло время, и человек стал молиться этой вещи и просить у нее, как у Бога. Даже если мы атеисты, мы ищем Бога. Помните анекдот? Священнослужители идут в рай, их останавливают и пропускают вперед пилота. Священники возмущаются – почему пилот входит в рай вперед них? «Сколько вы ни говорили о Боге, кто-то уверовал, кто-то нет. А пилот один раз тряхнул самолет, и поверили все», – ответили им. Вроде бы смешно, но в этом есть правда, мы нуждаемся в вере и Боге.

Далее Всевышний описывает себя в [той же] суре: «Лям ялид уа лям юляд», то есть «Он не родил и не был рожден». Здесь снова есть противоречие с другими конфессиями, которые считают, что Бог был рожден. Красная нить в исламе – Всевышний не похож ни на кого и ни на что. В переводах мы можем встретить фразу «Сыны Божьи», но это значит не то, что Бог нас родил, а то, что мы в него уверовали и он любит нас независимо от нашей веры или даже неверия.

В этой же суре Всевышний продолжает: «Ва лям якун ляху куфуан ах̣ад», то есть «Нет ничего подобного ему». До этого мы много говорили о сходствах и точках соприкосновения ислама с другими верованиями, но в вопросе Создателя – он не подобен ничему.

«Мы можем нарисовать только то, что мы когда-то видели. Создателя мы не можем нарисовать или представить»

Фото: © «Татар-информ»

«Имена описывают Всевышнего не как картинку»

– Почему у Всевышнего столько имен?

– Имена – это его качества. На обложке моего Корана, например, написано «ар-Рахман», созвучно с тем, что мы слышим в «Бисми-Лляхи-р-Рах̣мани-р-Рах̣им». «Ар-Рахман» значит «Милостивый ко всем». В этом мире даже самому-самому страшному грешнику, который причиняет людям вред, убивает или делает что-то еще, все равно светит солнышко. В этом мире Всевышний милостив ко всем. А «ар-Рахим» означает милость в другом мире, он будет милостив только к тем, кто верует, и будет наказывать за прегрешения. Одно из его имен – «Скор в наказании». Когда человек в этом мире творит бесчестие, Всевышний направляет ему болезнь.

«Аль-Алим» – «Всезнающий», он знает всё. Мы с вами образованные, но не знаем, что прячется за стеной или что творится на улице. «Ас-Сами» – «Всеслышащий», он слышит все наши молитвы.

Кто-то может обижаться, что он не отвечает на прошения, но есть три вида молитв, о которых говорит Пророк. Первый – попросил «Мерседес», и он появился. Второй – молитва принимается сразу, но помогает Всевышний потом, потому что знает, что наступит момент тяжелее. Третий вид – в Судный день. Представьте, мы жили в этом мире, творили добро, и вот уже перед нами рай, а у нас не хватает благих дел. Нас уже должны увести в ад, все вокруг плачут, но Всевышний говорит: «Помнишь, как ты просил, а я не ответил? Заходи в рай». Какой из видов молитв лучше, знает только Всевышний.

99 имен описывают Всевышнего не как картинку. Если попросить детей в детском саду нарисовать что-то красивое или страшное, они нарисуют то, что видели. Вы, наверное, смотрите фильмы ужасов, в них мы можем видеть, что любой «ужас» – это сборный элемент: уши, рога, копыта, хвост. Мы можем нарисовать только то, что мы когда-то видели. Создателя мы не можем нарисовать или представить.

Говорится, что в раю лучшим вознаграждением будет то, что люди смогут лицезреть Создателя.

«Какой из видов молитв лучше, знает только Всевышний»

Фото: © «Татар-информ»

«Создателю не придается ни место, ни время»

– Почему мы Всевышнего называем Аллах?

– Исторически вокруг Каабы в Мекке было множество идолов, и еще Умар Ибн аль-Хаттаб рассказывал, как они, выходя в путь, делали идола из хлеба и молились ему. Когда хлеб заканчивался, этого идола съедали.

Но даже в те времена у арабов был верховный Бог, создатель и творец, которого называли «Аллах». На арабском языке «аль» – это определенный артикль, «лиллях» – это «божество». «Аллах» – это единый Бог. Нельзя сказать, что раньше у арабов было какое-то божество, которое они называли Аллахом, никакой из истуканов Аллахом никогда не назывался. Так всегда называли творца и создателя.

Имя «Аллах» собирает в себя все. Остальное – уже тонкости, которые описывают его с различных сторон. Поэтому и Коран, и Пророк, и мы чаще употребляем именно «Аллах».

– Почему никто не может нарисовать Всевышнего?

– Создатель сам «отрезал» эту возможность. Если мы будем долго представлять, мы обязательно дойдем до конца и что-то нарисуем, а потому у этого рисунка будем просить. Поэтому Создатель «отрезал» эту линию и сказал, что нет ничего подобного ему. То, что не подобно ничему, мы не сможем нарисовать.

Мы не можем визуализировать Бога. Если мы представим его в одном месте, значит, в другом его уже нет, то есть в одном месте он видит, а в другом не видит – а он всевидящий, всеслышащий, всезнающий. Он везде и всегда. Мусульманам нельзя придавать определенности месту Бога. Если мы скажем, что он наверху на небесах, когда небеса есть и «с той стороны Земли», – значит, там Бога нет? Создателю не придается ни место, ни время.

В Коране говорится, дословно, «Рука Всевышнего находится над их руками». Это не значит руку Создателя буквально. Есть секты, которые утверждают, что у Бога две руки, две ноги, но это греховно. Имеется в виду не рука с пятью пальцами, а его могущество и защита.

Есть аят, где описывается, как Всевышний, дословно, «вознесся на свой трон». Христианская культура всегда была рядом с нами, мы представляем трон, как кто-то на него возносится, – но нет, мусульманину представлять такое греховно. Дословный перевод в таких понятиях невозможен, здесь говорится, что когда он все сотворил, его могущество возвысилось над всем могуществом.

Попытки придать облик можно проследить у ваххабитов. Но это греховно в исламе.

«Мусульмане верят в то, что если ты рисуешь одушевленный предмет, этот рисунок будет в Судный день требовать от тебя награду и может забрать твою душу»

Фото: © «Татар-информ»

«Рисунки будут требовать от тебя награду в Судный день»

– Видел ли кто-нибудь Всевышнего?

– Конечно, во время ночи «Исра-уа-аль-мирадж» Пророк увидел Всевышнего, но он описал его качествами, чтобы предостеречь от гадания на изображениях. Говорится, что Муса, или Моисей, видел его как горящее дерево и слышал его голос. Другие пророки тоже слышали его голос, говорили с ним через завесу.

– Как отсутствие визуализации повлияло на живопись в исламе?

– Исторически есть версия, что Всевышний дал изображение всех пророков. Адам спрашивал, как его дети узнают, что им можно, а что нельзя. Всевышний сказал ему, что из детей Адама он выберет посланников. Говорится, что Адаму были даны портреты всех посланников, и он передавал эти портреты.

Современный иранский кинематограф пытается изображать пророков, хотя это тоже недопустимо. Понятно, что у нас есть описание внешности Пророка, но изображать даже его – неправильно.

Во времена Пророка не было фотографии, и он не разрешал себя рисовать. Мусульмане верят в то, что если ты рисуешь одушевленный предмет, этот рисунок будет в Судный день требовать от тебя награду и может забрать твою душу, – так говорил Пророк.

Мы не привязываемся к облику Создателя, но вы можете видеть, что мусульманская живопись очень красива. Мечети настолько красиво расписываются стихами из Корана, что из этой «арабики» заимствуют отдельные узоры. Иногда смотришь на машину, расписанную «арабикой», пытаешься прочесть, что на ней написано, а там не стихи из Корана, а уже даже обычные слова. Но изначально брались стихи из Корана. Это направление очень сильно развито в Иране, в Бухаре и Самарканде.















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *