Добавить новость
smi24.net
Все новости
Ноябрь
2025
1 2 3 4 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Санкционеры бессильны. Почему российскую нефть с рынка не выбить

0
АиФ 

Введенные Трампом санкции против «Лукойла» и «Роснефти» породили опасения, что это может сильно сократить экспорт российской нефти. Стало быть, и нефтегазовые доходы федерального бюджета. Которые и так сократились за январь-сентябрь на примерно 20% год к году. Так что вместо почти 11 трлн рублей (5% ВВП) они составят 8,7 трлн. Однако сокращение произошло не столько из-за всевозможных санкций, которые таки увеличивают транзакционные издержки, сколько из-за менее благоприятной, чем в прошлом году, мировой ценовой конъюнктуры. Так, в сентябре цена на нефть российской марки Urals упала на 32% в годовом исчислении. А тут еще санкции подоспели, ведь на упомянутые две компании приходится примерно половина российского нефтяного экспорта. Чего ждать?

Западные информагенства уже злорадствуют, подмечая каждый случай отказа китайских и индийских импортеров от российских поставок. Такие случаи действительно есть. Так, крупнейшие китайские государственные нефтеперерабатывающие компании поставили на паузу новые контракты с российскими контрагентами. Однако на этом фоне другие компании — о чем западные информагенства пишут менее охотно — наоборот, наращивают такой импорт. В том числе те компании, которые уже попали под западные санкции — им уже, как говорится, все равно. Скорее, сейчас стоит говорить о пересмотре логистики, о поиске новых посредников (к примеру, в Индию большой объем российской нефти и так в основном шел через посредников), но не о полном отказе от российской нефти.

Пока санкции вообще никоим образом не сократили российский нефтяной экспорт по объемам. В октябре (если говорить о морском экспорте, который испытывает больше колебаний, чем трубопроводный), то он даже вырос по сравнению с сентябрем. На 9% — до 4,11 млн баррелей в сутки. И хотя число танкеров так называемого «теневого флота» (которые Запад считает связанными с Россией и которые не пользуются западными страховками), попавших в санкционные списки, уже превысило полтысячи, подавляющее большинство этих танкеров продолжают перевозки в интересах российских экспортеров. Либо перерегистрируясь, либо просто наплевав на западные санкции. В том числе благодаря этому объем морского нефтеэкспорта в октябре для России стал рекордным за все время СВО. Увеличились поставки нефти в Индию (до 1,87 млн баррелей/сутки) и Турцию (до 392 тыс. б/с), поставки в Китай сократились, но незначительно — на 31 тыс. б/с (до 1,19 млн б/с). По остальным направлениям тоже выросли — на 154 тыс. б/с. Вырос и морской экспорт нефтепродуктов — на 3% к сентябрю (до почти 2 млн б/с).

Отчасти рост экспорта сырой нефти объясняется тем, что ее несколько меньше стали перерабатывать внутри России из-за вынужденного простоя НПЗ (плановые ремонты плюс удары вражеских дронов). Отчасти объяснение в том, что перед наступлением дедлайна для американских санкций (они заработают в полную силу с 21 ноября) партнеры спешат закупиться впрок. Однако и после наступления этой даты экспорт не прекратится. Максимум, что произойдет — увеличится дисконт на российскую нефть для покупателей (до примерно 12-14 долларов скидки за баррель).

«Теневой флот» как перевозит российскую нефть, так и продолжит, ничего с этим санкционеры поделать не смогут. Разве что могут попробовать полностью перекрыть Балтийское море (в районе Датских проливов) для прохода танкеров из Росси. Но это тогда — война. Вряд ли еврокомиссары на нее сейчас отважатся. Чего можно ожидать точно — так это усиления ударов ВСУ по морским портам, через которые идет основной морской нефтяной экспорт (Приморск на Балтике, Новороссийск и Туапсе на Черном море). Что требует усиления средств ПВО в данных районах.

Некоторые считают, что российскую нефть может заменить американская. Ведь Трамп не случайно во время своей избирательной кампании выдвинул лозунг для тамошних нефтяников — «Бури, детка, бури!» США сейчас производят 13,4-13,5 млн баррелей в сутки (против 9, 574 к декабрю у России, согласно картельному соглашению ОПЕК+). Часть экспортируют, но и импорт сохраняют на приличном уровне (на первом месте тут вопросы логистики, где дешевле покупать). На пути к резкому увеличению добычи в США, однако, стоит ценовой барьер. Диапазон разброса цен себестоимости добычи для Северной Америки составляет 30-70 долларов за баррель. В Пермском бассейне себестоимость безубыточности составляет приблизительно 61 доллар за баррель (а это более половины добычи в США), в центре континента 65 долларов. При этом средняя себестоимость безубыточности при добыче сланцевой нефти в США уже достигла 70 долларов США за баррель. И она будет расти, поскольку компании переходят на более сложные и дорогие месторождения. Есть отдельные месторождения (в том же Пермском бассейне, не сланцевая нефть), где уровень безубыточности может составлять около 38-42 долларов за баррель, что близко к минимальному порогу. Для сравнения, себестоимость добычи российской нефти в последние годы в среднем составляет 39-45 долларов за баррель (есть еще старые и легкодоступные месторождения, где себестоимость и 20 долл. за баррель). То есть она более чем конкурентоспособна по сравнению с американской нефтью. Потенциал для наращивания добычи имеют страны Персидского залива, там себестоимость добычи — до 10 долл. Такие как Саудовская Аравия и ОАЭ. Однако они пока твердо придерживаются принципов картельного соглашения ОПЕК+, в рамках которого все увеличение квот на добычу согласовывается партнерами. В последние месяцы идет именно согласованное увеличение добычи ведущими странами картеля, но в начала 2026 предполагается сделать паузу.

Конечно, для более точной оценки ситуации следует дождаться 21 ноября, когда вступят в полную силу санкции против «Лукойла» и «Роснефти». Однако есть веские основания полагать, что серьезного сокращения экспорта российской нефти не стоит ждать и тогда.















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *