"Ни дорог. Ни причала. Ни мобильной связи". Отрезанное место России: Блогер подумал, что это сон
Почты, детского сада и школы на острове тоже нет. Зато есть баня и магазин, но посторонним там товары не продают. Местные жители – несколько десятков человек – перемещаются по острову в основном на снегоходах – как летом, так и зимой. Фельдшер – главный человек на острове. Она принимает и роды, и… вертолёты.
В июле – на снегоходахПечорское и Карское моря разделяет таинственный остров Вайгач. Сейчас в единственном посёлке – Варнек – постоянно живут 50 человек или около того. Одна из главных достопримечательностей – погост на другом конце единственной улицы под названием Морская. Тут похоронен экипаж лётчиков, покорявших Арктику в 30-х, а также капитан теплохода, который погиб в этом районе в 1941-м. На этой же улице стоит пара десятков домов.
Попасть сюда, в одно из самых отрезанных от мира поселений, очень непросто. Либо вертолётом из Нарьян-Мара и летом судном по Баренцеву морю, либо, как мы, штурмуя на вездеходах пролив Югорский Шар. Погода на острове настолько сурова, что летом в июле тут всё ещё лежал снег... Не представляю, как на этом острове могут жить люди. Ни дорог. Ни причала. Ни мобильной связи,
– рассказал путешественник Алексей Жирухин.
Блогер подтвердил, что на покупку товаров в местном магазине посторонним рассчитывать не стоит. По словам путешественника, местные жители перемещаются по острову в основном на снегоходах – как летом, так и зимой. Похоже на сон.
"Летом таскают за собой нарты, которые отлично скользят по траве и мху", – пишет Алексей Жирухин в своём блоге.
Раньше зимой всё было проще. Пролив Югорский Шар замерзал – и по льду прокладывали зимник. По этой дороге на остров шли гусеничные вездеходы, везли топливо, продукты и стройматериалы. Сейчас другая ситуация: лёд стал ненадёжным, потому что зимы теплее. И лето разное. Как-то была почти тропическая жара: в Варнеке воздух прогрелся до 31 градуса. Местные шутили, что пора бананы выращивать. А потом пошёл снег.
Между тем из-за переменчивого климата у берегов Вайгача всё меньше льда. А это главный источник питьевой воды весной и летом. Выходит, что из-за глобального потепления Вайгач становится ещё более изолированным местом.
Фельдшер принимает... вертолётыГлавный человек в Варнеке - фельдшер. Оно и понятно, ближайшая больница на материке, попасть в неё можно только вертолётом.
В Варнеке школы нет и садика тоже, зато есть новый фельдшерско-акушерский пункт. Здесь тепло, из крана бежит горячая вода, есть квартира для медика. "Белый чум" нам показывает фельдшер Гульнара. Ей приходится принимать и роды, и… вертолёты. Иногда она заменяет начальника площадки: зажигает огни, выписывает билеты, передаёт данные о загрузке. Тем временем продавщица Варнека заменяет почтальона: принимает письма,
– рассказала побывавшая на острове обозреватель "РГ".
Милиционера не заменяет никто – он прилетает из Каратайки по вызову, но не часто. Спиртные напитки островитяне сами попросили к ним не завозить: Вайгач – остров непьющий.
Рыба наряду с олениной – главные продукты. Островитяне ловят гольца, омуля, сёмгу и горбушу. Используют и нерпичий жир. Приходится выкручиваться – магазин открыт не часто. Был случай, когда на остров выкинуло контейнер с продуктами – с какого-то корабля. Жителям Варнека досталось сливочное и растительное масло.
Как рассказал путешественник Пётр Ушанов, побывавший в арктической экспедиции, "сам по себе Вайгач довольно плоский, но местами реки образуют красивые каньоны, пробиваясь через горные породы". Самое красивое место на острове – каньон реки Талаты. В сумеречном тумане склоны словно растворяются в дымке, есть и водопады с зализанными вокруг водой скалами, а на противоположном берегу темнеет грот – выглядит очень таинственно.
Пересечь Вайгач пешком, не замочив ног, почти невозможно. Там встречаются болотистые тундры. На прогулке можно наткнуться на череп мамонта, вымытый из мерзлоты.
Ощущения от нахождения в тундре сложно передать словами. Возьми миллион рублей, оставь на камне около палатки, а вернувшись через неделю, найдёшь его на том же месте. Но подвернёшь ногу или увязнешь в болоте – пиши пропало. Здесь никто не обидит и никто не поможет просто потому, что некому,
– поделился впечатлениями о прогулке вглубь острова путешественник Илья Буяновский.
Вдали от моря нет и опасных хищников: в вайгачской тундре не встретится ни волк, ни бурый медведь. В августе на каждой кочке тонна морошки. Летом остров встречает гостей запахами цветущей тундры: это жёлтые арктические маки, пронзительно-синие незабудки.
Также в тёплое время года в Варнеке население удваивается. Возвращаются дети, которые учатся в интернате в материковом поселке Каратайка, старшеклассники из интерната в Нарьян-Маре. Взрослые, переселившиеся на материк, едут повидаться с роднёй.
Есть на острове и отшельники. Один такой человек рассказал журналистам, что посещает Варнек только для того, чтобы купить хлеб да новости узнать. В остальное время почти всегда живёт один, ловит рыбу. На вопрос, не одиноко ли ему, отвечает: "Да какой там, у меня вон десять собак, с каждой поговорить надо".
Как метеорологов заперли белые медведиВместе с тем Вайгач чуть ли не самый доступный остров Русской Арктики. Здесь нередко бывают туристы. Всё же экзотика – можно наткнуться на череп мамонта или... встретиться с белым медведем.
Был случай, когда на острове Вайгач метеорологи оказались заперты на своей станции – после того как рядом поселились сразу пять агрессивно настроенных огромных хищников. Полярники несколько дней боялись выходить наружу. В результате медведей пришлось отгонять с помощью вертолёта. Иногда на Вайгач приходят моржи. Ещё на острове много гусей, но к себе людей они не подпускают.
Обитаемым Вайгач сделала экспедиция ОГПУ, добывавшая здесь с 1931 по 1935 год свинцово-цинковую и медную руду. После экспедиции остались крепкие деревянные дома, куда в 50-х годах прошлого века переселяли ненцев как с Новой Земли, так и с материка. Некоторые даже переехали в благоустроенные дома, возведённые на краю посёлка.
Кстати, ненцы называют Вайгач "Хэбидя-Я", что переводится как "Святая земля". Веками люди не приезжали сюда жить. Считалось, что это территория богов. По Вайгачу до сих пор разбросаны святилища и идолы, некоторые из них надёжно скрыты в горах и ущельях.
