«Рожайте второго, мы поможем!»: обещали свекры. Когда родился малыш, помощь ограничилась советами по телефону.
Я смотрю на стопку неглаженного белья, которая, кажется, скоро достанет до потолка, и слышу звонок телефона. На экране высвечивается «Мама мужа»…
- Леночка, привет! Ну как вы там? Внучок покакал? А чего голос такой уставший? - бодро спросила свекровь.
- Устал, - честно говорю я. - Колики всю ночь, глаз не сомкнула.
- Ой, ну это все проходят, - отмахивается она. - Мы же растили без стиральных машинок и мультиварок, и ничего. Кстати, я тут видела цены на подгузники... Вы с ума сошли такие деньги тратить? Я вот что звоню: зачем вы его постоянно в памперсах держите? Это же вредно! Мы марлечки кипятили, давай-ка, переходи на многоразовые, а сэкономленные деньги лучше откладывайте на машину, сыну же тяжело одному тянуть.
В этот момент мне захотелось не просто бросить трубку, а швырнуть телефон в стену. Потому что именно этот голос полтора года назад пел совсем другие песни.
Как легко мы обманываемся сами
Все началось на юбилее свекра. Нашему старшему сыну тогда только исполнилось пять лет. Мы наконец-то выдохнули: ребенок стал самостоятельным, и я вышла на работу. Финансовая подушка начала округляться, и мы даже подумывали об ипотеке на квартиру побольше.
И тут началось.
- Ну, когда за вторым? - прогремел свекр, поднимая тост. Ребенку нужен братик или сестричка, а то вырастет эгоистом.
- Ну конечно, - подхватила свекровь, умиленно глядя на нас. - Леночка, часики-то тикают, тебе уже тридцать два. Потом поздно будет, надо сейчас, пока мы с отцом в силе.
Переглянулись с мужем, за вторым мы точно не собирались. Эти разговоры стали звучать на каждом семейном ужине, потом они переросли в полноценные обещания.
- Вы не бойтесь, - увещевала свекровь, разливая чай. - Я же через год на пенсию выхожу. Буду полностью с малышом заниматься. Вы сможете работать, а я - с колясочкой гулять. И старшего на дачу будем забирать на все лето, чтобы он в городе не пылился. Рожайте! Нам внуков надо, мы поможем!
Знаете, это подкупает. Когда тебе рисуют идеальную картину большой семьи, где бабушки и дедушки - это не просто гости по праздникам, а надежный тыл, начинаешь верить, думаешь: «А может, и правда? Пока есть помощь, надо решаться».
Муж, видя энтузиазм родителей, тоже загорелся. - Лен, ну смотри, они же сами просят. Мама работу бросит, будет помогать, ты в декрете не засидишься.
И я сдалась, поверила в этот красивый миф о клановой поддержке.
Пока я ходила с животом, все было идеально. Свекровь звонила, интересовалась самочувствием, вязала пинетки. Свекр обещал построить на даче песочницу. Мы жили в облаке заботы, казалось, что появление малыша действительно сплотит семью, сделает нас той самой картинкой из рекламы майонеза, где все улыбаются за большим столом.
Но первые звоночки начались еще до родов. Когда мы выбирали коляску, я показала свекрови ту, которая мне понравилась - легкая, маневренная, но недешевая. - Ого! - округлила она глаза. - Зачем такие траты? Вон у тети Вали внук вырос, у них в гараже стоит, ну и что, что одно колесо скрипит?
Я тогда списала это на разницу поколений. Купили мы коляску сами, но осадок остался: «помощь» в их понимании начинала приобретать странные очертания.
Исчезновение «группы поддержки»
Родился наш младший. В день выписки были шары, цветы, фотограф, свекровь сияла ярче всех, держа конверт с малышом.
А на следующий день наступила тишина.
Муж взял отпуск на две недели, но потом ему пришлось вернуться на работу - нас теперь четверо, расходов стало в два раза больше. Я осталась одна, старшего нужно водить в сад, младший висит на груди, готовка, уборка.
- Мам, - позвонил муж свекрови через неделю. - Лена что-то совсем зашивается, ты же говорила, что приедешь, погуляешь с коляской. - Ой, сынок, - голос свекрови был слаб и печален. - У меня давление скачет третий день, видимо, на погоду. Я пока полежу, вы уж там сами как-нибудь.
«Давление» продлилось неделю. Потом началась «дача», которую нельзя бросить, потому что огурцы сами себя не польют. Затем был «ремонт у троюродной сестры», где нельзя не помочь. Еще «надо срочно пройти обследование в поликлинике».
За полгода «помогающая» бабушка была у нас три раза. Чай попить и подержать ребенка на ручках, пока он не заплачет. Как только малыш начинал капризничать, она тут же возвращала его мне: - Ой, он, наверное, кушать хочет, или мокрый. Ну, я пойду, а то автобус скоро.
Помощь, которую не просили
Но самое страшное - это не отсутствие физической помощи, а советы.
Та самая помощь, которую они обещали, трансформировалась в бесконечный контроль наших расходов и методов воспитания.
Они обещали помогать деньгами, но единственное, что мы получили - это пачку самых дешевых подгузников и старые ползунки мужа, которые хранились на антресолях 35 лет. Желтые, с пятнами, но «качественные, советские». Зато критики - хоть отбавляй.
- Лена, я видела, ты баночное пюре покупаешь, тебе совсем лень? - выговаривает мне свекровь. - Кабачок стоит копейки, сварила, через сито протерла. Зачем мужа разорять? - У меня нет времени тереть кабачки, я сплю по три часа, - пытаюсь защищаться я. - А мы находили время! Вы просто разбалованные. Мы вам добра желаем, учим жизни, раз сами не понимаете.
Они искренне считают, что их советы - это и есть та самая обещанная помощь.
Недавно свекр выдал гениальное. Мы приехали к ним в гости, ребенок плакал - резались зубы. Я ходила с ним на руках битый час. Свекры сидели за столом и пили чай. - Что-то он у вас нервный, - резюмировал дед. - Это потому, что ты, Лена, сама нервничаешь, молоко, наверное, пустое. Надо бы смесью докармливать, а лучше манной кашей, как нас кормили.
Я посмотрела на него. На человека, который обещал «забирать старшего на дачу» и помочь финансово, но подарил на рождение внука набор полотенец.
- Спасибо за совет, - сказала я тихо. - Но лучшей помощью было бы, если вы взяли коляску и погуляли с ним час, пока я просто полежу в тишине.
- Мы вообще-то старые люди, - поджала губы свекровь. - Мы свое отработали, детей вырастили. А вам все мало, потребительское отношение к родителям. Вот и весь ответ, еще и виноватой меня выставили.
Будьте честными
Какой вывод я сделала из этой истории?
Никогда не рожайте детей в расчете на чью-то помощь. Даже если вам клянутся на Библии, что будут сидеть с внуками 24/7.
Ребенок - это только ваша ответственность. Я люблю своего второго сына безумно, но если бы я знала, что «помощь» ограничится советами стирать полиэтиленовые пакеты и использовать марлю вместо памперсов, я бы подготовилась к этому декрету совсем иначе.
Теперь я выстроила жесткие границы. - Советы по экономии? Спасибо, не требуется. - Критика воспитания? Когда возьмете его на выходные, тогда и воспитаете, как считаете нужным. А пока - я мать, мне виднее.
Обижаются? Да, но зато мои нервы целее.
Мы наняли няню на пару часов в неделю, чтобы я могла просто выдохнуть. Это стоит денег, которые свекровь советовала откладывать на машину. Но мое психическое здоровье стоит дороже любой машины.
А «помогающим» бабушкам я хочу сказать одно: если вы не готовы менять памперсы и гулять с коляской в дождь, не обещайте этого. Любите внуков на расстоянии, приходите с тортиком раз в месяц - это честнее, чем дарить надежду, а потом отнимать ее, заменяя упреками в неэкономности.
