Направление следующего удара: как разделят Азербайджан
После недели эскалации в Тавуше наступило затишье, которое не должно, однако, ослабить бдительность армянских сил и государства, учитывая, с кем приходится иметь дело Армении.
К затишью Баку вынудила в перую очередь армянская армия, показав, что военное противостояние не только бесперспективно для Азербайджана, но и чревато новыми территориальными потерями. С другой стороны, оперативная и жесткая международная реакция на происходящее в Тавуше свидетельствовала о том, что произошло нечто серьезное и неожиданное, что в свою очередь означает, что на двух встречах представителей минобороны Турции и Азербайджана в Анкаре обсуждалась возможность установления некоторого затишья и подготовки нового удара в направлении Армении.
Судя по всему, для Азербайджана и Турции стала неожиданной мощь контрудара армянской армии в ответ на провокацию Азербайджана, который из «контрудара» превратился в «превенцию», обеспечив стратегическое преимущество. Анкара, видимо, намекала, что на границе будет обычная тактическая эскалация, а стратегические вопросы будут обсуждаться с Москвой, уже с позиций диктата, поскольку дестабилизация на Кавказе может стать для России весьма болезненной проблемой.
Но армянская армия все перевернула с ног на голову, сообщив эскалации на границе старатегический характер и решив задачи этого уровня. Реакция Турции выдала как раз то, что подобный ответ был неожиданным, а также подтвердила подозрения, что Россия была в курсе, но не остановила армян. Так ли оно было, сложно сказать. В конце концов, не исключается, что армянская сторона заранее осведомила мировые центры о готовящейся провокации и своей тактике «стртегического контрудара» – как добропорядочный партнер по международной безопасности и ответственный за региональную систему безопасности.
Тем более, что основные силовые центры заинтересованы в таком ударе армянской армии, учитывая проблемы, которые они могут создать для геополитики Анкары, а в региональном масштабе – для дипломатии шантажа Азербайджана, приправленной внутриполитическим кризисом, ставшим явным после армянского удара. Заинтересована и Россия, для которой Анкара создала проблемы в Сирии и Ливии, поэтому Москва не прочь создать проблемы для Анкары на Кавказе, где России и Турции есть о чем поговорить.
В частности, близится 100-летие договоров Ленин-Ататюрк, которыми Москва и Анкара разделили Кавказ, а затем не раз заявляли о приверженности этим договорам. Вопрос в том, что на сей раз продление этих договоров станет свидетельством русско-турецкого альянса против Армении. У Турции с этим нет проблем, чего не скажешь о Москве, несмотря на задействование сети влияния на Армению. «Буква и дух» этих договоров чересчур откровенны, и их невозможно скрыть.
В то же время, Армянский вопрос поднялся на качественно иной уровень, к нему постепенно приближается и Китай. Это усложняет для Москвы продолжение приверженности договорам с Турцией. В новых условиях Россия и Турция могут сотрудничать уже вокруг раздела не Армении, а Азербайджана. Задача Армении – не позволить, чтобы был избран военный путь решения этой задачи. Для этого Армении могут понадобиться новые «превентивные» контрудары.
