Градусы и действия: о чем целые сутки спорили участники СОР-29 в Азербайджане
Саммит СОР-29 в Азербайджане завершился на сутки позже запланированного срока. Причиной стали разногласия по поводу суммы для помощи бедным странам в борьбе с изменением климата, которая теперь втрое превышает предыдущую. Тем не менее, сторонам удалось согласовать даже шестую статью в Парижском соглашении по климату — этот вопрос стоял на повестке годами. Несколько омрачает ожидания участников саммита победа на выборах в США Дональда Трампа, ведь именно при его президентстве Штаты из этого соглашения вышли. Стоит ли ждать схожего сценария во время второго срока Трампа и о чем еще договорились участники саммита в Баку — в материале «Известий».
Каковы итоги СОР-29
В Баку завершилась конференция ООН по климату COP-29. Азербайджан стал первой страной постсоветского пространства, которая приняла это мероприятие. Изначально планировалось, что дискуссии будут проводиться с 11 по 22 ноября, однако из-за разногласий участников саммит пришлось продлить более чем на сутки.
Дело в том, что перед ведущими мировыми игроками климатической повестки — США, Китаем, Евросоюзом, Саудовской Аравией, Бразилией и другими — возник вопрос о том, какие государства и сколько должны выделять на климатическое финансирование. Около 200 стран одобрили сделку по выделению минимум $300 млрд в год бедным государствам на борьбу с изменением климата (ранее эта сумма составляла $100 млрд в год).
В то же время многие развивающиеся страны запрашивали помощь в размере более $1 трлн, посчитав достигнутое соглашение оскорблением. Например, в Индии назвали сумму «ничтожной». Результатом конференции разочаровались и в Сьерра-Леоне. По словам ее представителей, размер финансовой помощи «свидетельствует об отсутствии доброй воли со стороны развитых стран». Также недовольны были Боливия, Нигерия и другие.
Генсек ООН Антониу Гутерриш выразил разочарование недостаточной амбициозностью стран-участниц, отметив, что новая цель может стать отправной точкой для дальнейших усилий при условии, что «обещания быстро превратятся в реальные средства».
Тем не менее, несмотря на втрое большую сумму, реализовать поставленную цель может быть непросто, сказал «Известиям» аналитик ВШЭ Елизавета Смоловик.
— Предыдущая планка в $100 млрд в год, установленная на 2020 год, была достигнута только в 2022-м, причем в более благоприятных экономических условиях. Кроме того, геополитическая напряженность, включая возможный выход США из Парижского соглашения, усиливает неопределенность в достижении климатических целей, — говорит эксперт.
Также один из ключевых итогов саммита — завершение многолетних переговоров по шестой статье Парижского соглашения, которая позволит странам сотрудничать в реализации климатических обязательств, включая снижение затрат на выполнение планов. Ожидается, что такие меры могут сократить расходы до $250 млрд ежегодно.
Также в 2025-м странам предстоит обновить свои вклады в реализацию Парижского соглашения, рассчитанные на 2035 год. По последним оценкам Программы ООН по окружающей среде, существующие обязательства не соответствуют задаче удержания глобального потепления в пределах 1,5 °C (относительно доиндустриального уровня), что создает риск роста температуры на 2,6–3,1°C к концу века.
Российская делегация, участвовавшая в конференции, была одной из крупнейших, что подчеркивает серьезность, с которой Москва подходит к решению экологических проблем. Возглавивший ее премьер-министр РФ Михаил Мишустин прибыл в Баку еще 13 ноября. Во время выступления глава кабмина рассказал о фокусе на разработку собственных технологий и наращивании производственных мощностей для декарбонизации отраслей. Мишустин призвал участников конференции объединить усилия в борьбе с изменениями климата.
В мероприятии приняла участие и компания «Росатом». Представители госкорпорации подчеркнули значимость атомной энергетики для климатической повестки, а также то, что за последние три года произошел существенный рост общественного интереса к этой сфере в контексте экологии.
Разногласия по экологической повестке
Изменение климата давно и активно обсуждается на международных площадках. Основным вопросом становится достижение углеродной нейтральности, то есть объем выбрасываемых парниковых газов не должен превышать объем того, что поглощает природа, в частности, с помощью лесов и океанов.
Вопрос углеродной нейтральности крайне важен, так как именно из-за парниковых выбросов происходит глобальное потепление, которое провоцирует природные катаклизмы. На этом фоне уже накопились разногласия. США, ЕС, Великобритания, Япония, Южная Корея и еще более 110 участников уже обязались стать углеродно нейтральными к 2050 году. Однако Россия, Китай и Казахстан намерены достичь такого результата только к 2060-му. Об этих планах, к слову, напомнил и Михаил Мишустин в Баку.
Кстати, стоит отметить, что именно делегация РФ на СОР-29 в Баку стала первой углеродно-нейтральной. Компания «Сибур» заявила, что компенсирует углеродный след участия делегации в саммите.
Помимо этого, многие развивающиеся страны считают, что они еще не прошли свой путь индустриализации, чтобы переходить на зеленую энергетику в том же объеме, как и развитые страны, даже несмотря на финансовую помощь.
Тем не менее, решение экологических проблем, так или иначе, связано с геополитическими трениями. В Баку собрались около 80 глав государств и правительств со всего мира. Тем не менее, в 2024-м общее количество участников сократилось вдвое — с почти 83 тыс. до 40 тыс. человек. Конференцию проигнорировали французский лидер Эммануэль Макрон, канцлер ФРГ Олаф Шольц, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, премьер-министр Канады Джастин Трюдо, а также лидер ЮАР Сирил Рамафоза.
Кроме того, победа Дональда Трампа на президентских выборах в США бросает тень на текущие переговоры американской делегации на СОР-29 и будущее участие Штатов в любой сделке по климатическому финансированию в перспективе четырех-пяти лет, сказал «Известиям» аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.
Трамп был убежден, что Парижское соглашение перераспределяет американские богатства в пользу других стран. Однако, когда к власти пришел Джо Байден, Вашингтон официально вернулся в соглашение. Не исключено, что возвращение Трампа в Овальный дом ознаменует повторный выход США из Парижского соглашения.
— Разговоры об этом уже ведутся, при этом как на уровне СМИ и экспертных кругов, так и внутри команды Трампа. Он может руководствоваться той логикой, что активность США в климатической повестке ослабит национальную стратегическую мощь и принесет пользу геополитическим противникам, то есть России, Ирану, Венесуэле и Китаю, где первые три владеют крупными запасами нефти на планете. По мнению Трампа, нефть — это «жидкое золото», и оно должно работать на улучшение благосостояния американцев. Поэтому, помимо всего прочего, миру следует ожидать увеличения добычи нефти в США выше нынешнего рекордного уровня, — добавил Мелоян.
Более того, ранее импульс развивающимся странам для сокращения выбросов придавали, как правило, западные игроки, в частности США и ЕС. Теперь же нельзя исключать обратного сценария — например, всё активнее примеряет роль основного участника процесса решения проблемы глобального потепления Китай.