Круговорот вещей: обмен одеждой стал благотворительным проектом калужанок
Собрать первоклашку к школе, порадовать стариков из дома-интерната, утеплить приютских собак на зиму, доставить гуманитарный груз в Первомайск, обеспечить костюмами и реквизитом самодеятельный театр – список добрых дел у команды Ирины Селивёрстовой необъятный. Три года назад она с подругой организовала благотворительный магазин взаимопомощи «Могу — помогу».
Ирина и её подруга, обе многодетные мамы, долго менялись одеждой между собой: «От моего старшего возьми своему младшему». Когда в квартирах начали застаиваться большие мешки с вещами, девушки поняли: надо что-то делать. Случайно от знакомых подвернулось помещение, и тут круговорот вещей принял совершенно другие масштабы.
От кино до медвежат
«Могу – помогу» принимает б/у одежду и обувь, мелкую технику, игрушки, посуду, книги – всё, что пригодно для дальнейшего использования.
Волонтёры сортируют поступления, собирают коробки для подопечных – а их огромное количество – от приютов для животных до домов престарелых. Ещё часть вещей остаётся для посетителей. Помощь организациям – на безвозмездной основе, для посетителей введено небольшое пожертвование.
— К нам может прийти любой человек, отдать символические 200 рублей и набрать для себя вещей сколько душе угодно, — рассказывает Ирина. — Эти деньги закрывают нам аренду, а также мы оплачиваем дорогу, когда отправляем гуманитарные грузы. Практически нет организаций, с которыми мы бы не дружили. Дома культуры к нам обращаются, самодеятельные коллективы. Вещей для творчества приносят много, концертных детских костюмов. Московский продюсерский центр забирает с удовольствием советские вещи – на костюмы и реквизит для российских фильмов. Студенты РАТИ (бывший ГИТИС) обращаются, когда для спектаклей что-то ищут. Дружим с приютами для животных, относили тёплые вещи, чтобы утеплить вольеры, в «Феникс», центр реабилитации диких животных, недавно передавали шубки для медвежат.
— Что больше всего востребовано?
— Всегда востребованы посуда и техника, мы отправляем большими объёмами в Первомайск. Чайники, микроволновки, миксеры, кастрюльки, сковородки, постельное бельё. Город возрождается, жители свои дома восстанавливают. Я сама туда ездила, раз в месяц стабильно машина в Первомайск направляется.
Все вещи обязательно находят своего хозяина! Конечно, я не считаю откровенного мусора – обуви с оторванными задниками или недошитой юбки, но такое тоже, к сожалению, приносят. К нам часто приходят обеспеченные люди. Нужна белая рубашка ребёнку на один раз, зачем покупать, пусть даже дешёвую, если можно у нас взять бесплатно? Школьной формы много приносят, она всегда в идеальном состоянии – купили в июле, в сентябре два раза ребёнок надел, и мала стала. Бывает, вполне состоятельные люди приезжают и просят собрать коробку старой одежды, чтобы не жалко было летом в деревне детям побегать, а после сезона спокойно выкинуть.
Студентка из другого города приехала учиться. Мы её одели, на 8 Марта платьице подобрали. Женской одежды 42—44-го размеров больше всего, можно полгорода одеть. Многие стесняются, мол, вдруг это кому-то нужнее. Но нет, если тебе нравится вещь, она тебе идёт, то неважно, взял ты в бутике или у нас. Благотворительность – это не про бедность.
Подопечные
География помощи «Могу — помогу» со временем расширилась. Посылка в Сургут, помощь детскому центру в Татарстане, подарки для Дома культуры в приграничном посёлке Брянской области.
За время существования магазина волонтёры становились свидетелями трагичных историй, когда требовалась помощь. Молодая девушка, усыновлявшая двоих братьев, родители которых разбились в ДТП. Одинокие старики. Многодетная семья, у которой сгорел дом, погибли отец и ребёнок. Беженцы, которые убегали с одним пакетом в руке и не могли выйти из дома, потому что нет куртки.
— Я никогда не занималась волонтёрством, не считая того, что сдавала кровь, — рассказывает Ирина. — И три года назад не представляла, во что перерастёт обмен одеждой. Долгое время не было даже вывески – но одни калужане несли вещи, чтобы дать им вторую жизнь, а другие, наоборот, обращались за помощью.
Я и сейчас не знаю, куда нас развернёт. Каждый раз неожиданно возникает ситуация, в которую мы включаемся. Как-то кота пристраивали, потрясающего старого мейнкуна. Обратились из Москвы, родился ребёнок, и у него развилась аллергия. Нашли нового хозяина для животного.
— Как вы справляетесь, кто помогает?
— Многие подопечные стали волонтёрами. Мы помогали девушке, у неё трое детей, муж с инвалидностью и дедушке 95 лет. Сейчас она сама нам помогает. Человек 15 постоянных помощников. Бывает, человек приносит вещи и предлагает: «У меня свободный час, как помочь?» Мы всегда рады новым людям.
Конь-огонь, сумки на порожках и кастрюля для холодца
У «Могу – помогу» есть правила, чтобы поддерживать порядок и экономить силы и время. Волонтёры просят приносить вещи в пакетах, которые не жалко оставить, и, подыскивая себе одежду, смотреть её на полках, а не забирать только что принесённые пакеты, потому что сначала вещи ждут сортировки. Главная боль – это сумки, оставленные у порога перед закрытой дверью.
— Постоянно просим так не делать, объявления пишем. Везде указан мой номер телефона, можно договориться — мы и вечером бываем, и в выходные, если надо, — сетует Ирина, — но всё равно приходим утром и видим разбросанные вещи на порожках. Это не доброе дело, это лишний труд и лишние траты для нас. Одежда мокнет под дождём, через час бывает вся затоптана, приходится утилизировать, это около 20 тысяч. Мы надеемся, что когда-то нас услышат и так делать перестанут.
— Почему вы этим занимаетесь?
— Я работаю на удалёнке, у меня есть силы и средства. Кто-то котят кормит, кто-то собачек пристраивает, кто-то бабушкам продуктами помогает. А у нас вот так.
«Могу – помогу» — это ещё и атмосфера. Долгое время тут был стенд с мини-музеем Советского Союза – ставили сюда статуэтки, детские неношеные раритетные башмачки.
Есть негласный символ магазина – Конь-огонь. Игрушку подарили девушкам, а потом посетители стали приносить ещё игрушечных лошадей. Получилась большая коллекция. Конь-огонь много где побывал — он бессменный участник гуманитарных поездок Ирины.
Запуская круговорот вещей, создатели «Могу — помогу» запустили и круговорот добра. Бывает, в пакеты вместе с вещами калужане вкладывают шоколадки с записками: «Девочки, это вам». Часто дарители стремятся передать не столько вещь, сколько часть домашнего уюта своего прошлого, который хотят сохранить. Например, в одной из сумок была записка: «Это кастрюля для холодца. Мама с любовью готовила в ней. Найдите ей нового владельца, пожалуйста».