Россия спрячет санкции в индонезийский контейнер. Москва и Джакарта обсудили логистику под присмотром ГК «Дело» и FESCO
Россия и Индонезия должны стать ближе друг к другу. К такому выводу пришли участники расширенного заседания межправительственной комиссии, которую, к слову, возглавил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. А «украсили» представители логистических флагманов нашей страны — контейнерных гигантов «Дело» и FESCO. Пока политики и чиновники обсуждали макроэкономические и политические профиты сотрудничества, логисты признались, что уже давно присматриваются к Азиатско-Тихоокеанскому региону с точки зрения организации новых морских линий. Переговоры в Джакарте — важный эпизод в переориентации геополитики (и логистики, как её важнейшей составляющей) на восток. А присутствие и откровения авторитетных представителей транспортного цеха — повод поверить в успех двусторонних отношений как на уровне правительств, так и по линии бизнеса. Среди возможных плюсов для России, по словам собеседников Vgudok из экспертного сообщества, — торговая и промышленная экспансия, отладка новых логистических коридоров и возможность обходить западные рестрикции, которые пока никто отменять не спешит.
Тихоокеанская Азия — это, разумеется, преобладание морской перевозки, то есть доставка грузов будет мультимодальной. Часть будет идти по территории России по суше. Это коридор «Север — Юг», либо через Восточный полигон и дальше морем, рассказал Vgudok президент Национального исследовательского центра «Перевозок и инфраструктуры» Павел Иванкин. «На переговорах присутствовали как представители ГК «Дело», так и FESCO, два крупнейших холдинга, обладающих морскими линиями. Понятно, что не обязательно по всей номенклатуре будут использовать то, что могут предложить эти две компании. Скорее всего, будут и китайские перевозчики. На первом этапе я бы не ждал прихода Maersk. Но остальные крупные морские перевозчики вполне себе готовы участвовать. Другое дело, что пока не понятен тот объём торговли, который будет, и как его собираются выстраивать. Понятно, что индонезийские порты готовы к работе со своими грузами. Мы также готовы, но необходимо обкатать этот коридор. На это дело, предполагаю, уйдёт где-то полгода-год.
Всё зависит от того, как быстро будут налажены торговые отношения, а именно сами экспортно-импортные поставки. От этого как раз зависит, насколько будет сбалансирован коридор. Если возникнет определённый дисбаланс в одном из направлений, то раскатка займёт больше времени, придётся прорабатывать вопросы связанный, в том числе с дотациями с обеих сторон. Но сам факт того, что в переговорах активное участие принимали российские топовые компании, говорит о том, что до конца года можно будет увидеть определённую активизацию в этом направлении и грузовладельцев, и компаний, которые будут предоставлять этот сервис. Понятно, что на первом этапе будут преобладать контейнеры. Это всем удобно», — считает эксперт. Если рассматривать цифры, то Индонезию населяют более 280 млн человек, при этом внутренний валовой продукт (по паритету покупательной способности) почти в 5 трлн долларов. Согласно прогнозам, в этом году ожидается ещё и рост ВВП на 5%. Хотя не всё так однозначно, рассказал Vgudok экономист Николай Кульбака.
«Индонезия далеко не самая богатая страна, в том числе Юго-Восточной Азии, а её экономика не слишком велика. По размеру ВВП она близка к Турции, а вот по размеру ВВП на душу населения в 2,5 раза беднее России. Индонезию, безусловно, интересуют дешёвые энергоресурсы, но не все. Угля там добывается больше, чем в России, и он дешевле. Так что, скорее всего, интерес там проявят к российскому зерну. Поэтому сейчас Индонезия будет интересовать российских чиновников только как маршрут обхода санкций, ну и как поставщик с/х продукции и особенно пальмового масла», — говорит наш собеседник. Объём двухсторонней торговли в прошлом году вырос до 4,3 млрд долларов. В целом товарооборот России и стран, входящих в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, в январе — октябре 2024 года составил около 17 млрд долларов. Рост к аналогичному периоду предыдущего года — 10%.
России интересны ниши в сельскохозяйственной продукции (включая мороженую рыбу), энергетике, химической промышленности (удобрения), отдельные полимеры. Индонезия при этом имеет крупный потребительский рынок и активно развивается, рассказал Vgudok заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Александр Королёв. «С Индонезией нет политических разногласий, сама страна заинтересована в развитии связей с Россией, она не поддерживает антироссийские санкции. Страна АСЕАН, G20, вот теперь БРИКС, важный экономический и политический игрок в Азии. С точки зрения товарной номенклатуры основной стратегический интерес России в торговле с Индонезией сводится к увеличению поставок минерального сырья, а именно угольных брикетов — ключевого вида продукции. Вторая крупнейшая категория товаров, поставляемых в Индонезию — удобрения. В этом направлении наблюдаются разнонаправленные тенденции. С одной стороны, с началом СВО России впервые удалось вытеснить Китай и Канаду и захватить лидерство по поставкам этой продукции. С другой — объёмы российского экспорта удобрений по итогам 2023 года сильно просели в сравнении с предыдущим годом — 481 млн долл. против 811 млн долл. Помимо пшеницы и меслина, Россия способна усилить свои позиции на рынке мороженой рыбы Индонезии. Ещё одно направление торгово-экономических связей, которое на данный момент слабо представлено по части абсолютных цифр, но имеет потенциал к масштабированию, — поставки фармацевтических препаратов и медицинского оборудования. Задача России на ближайшие годы — добиться стабильного роста зависимости Индонезии от закупок отдельных видов российской продукции.
Это удобрения, пшеница, угольные брикеты и т.д. Задача более амбициозная и долгосрочная — постараться масштабировать свои успехи на уровне целых рынков: агропромышленного, энергетического, фармацевтического. А на вопрос кто следующий у России широкий выбор: если рассматривать Юго-Восточную Азию (ЮВА), то страна стремится развивать связи и делает ставку всё больше на Малайзию, Таиланд, Вьетнам традиционно. Если же брать варианты не из ЮВА, то это африканские страны (Египет, Тунис, Алжир), Южная Азия (Бангладеш, Пакистан)», — резюмирует эксперт. Цените своё время? Уверены, что качество имеет цену? У вас есть 1520 причин подписаться на премиальный Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Михаил Задорожный