Шагоходы и прыгунки: в ОП обсудили безопасность компактного транспорта
С первым месяцем лета на дорогах и тротуарах будет появляться всё больше пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) — на электросамокатах, сегвеях, моноколесах. В связи с этим в Общественной палате решили обсудить проблемы безопасности этого вида транспорта. Круглый стол с участием экспертов назвал «Правила нового сезона электросамокатов-2025». Как согнать СИМ с тротуаров и в какую категорию отнести «сапоги-скороходы» — в материале «Известий».
Скорость убивает
С самого начала тон обсуждению задал доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ Виталий Гаевский. Он заявил, что на тяжесть последствий ДТП больше всего влияют скорость и масса транспортного средства. Мощность же — показатель неоднозначный.
— В Правилах дорожного движения прописана мощность при длительной нагрузке, и она в несколько раз меньше реальной максимальной мощности электротранспорта. Если мы только на мощность будем ориентироваться, мопеды и мотоциклы имеют эту 30-минутную мощность меньше 150 Вт и гарантированно попадут в категорию СИМ, чего я очень опасаюсь и хотел бы их выдавить на дороги общего пользования, — отметил эксперт.
Виталий Гаевский предложил классифицировать СИМ по конструктивной скорости и массе — не более 25 км/ч и 35 кг. Транспортные средства быстрее и тяжелее автоматически считаются мопедами и мотоциклами, и их надо уводить на дорогу.
На четыре категории
Кроме того, многие виды «компактного транспорта» не попали ни в одну категорию.
— Двухместные мопеды и велосипеды сейчас нигде не фигурируют, потому что они не являются СИМ, но всё больше появляются на дорогах, и есть бесколесный транспорт — шагоходы, прыгунки. Они тоже появляются на дорогах и ни к чему не относятся, — отметил Виталий Гаевский.
Он предложил разделить «компактный транспорт» на четыре категории. К первой относится низкоскоростной и легкий транспорт — до 14 км/ч и 25 кг. Сюда же эксперт относит ролики, сегвеи, гироскутеры и ботинки-скороходы. Ко второй — среднескоростной транспорт до 25 км/ч. Третья категория — высокоскоростные, но легкие средства, разгоняющиеся свыше 24 км/ч, массой до 35 кг. К ним относятся, например, моноколеса. Четвертая категория — это высокоскоростные и тяжелые (35–40 кг) транспортные средства.
Разделить потоки
Гаевский предложил разграничить три потока: автомобили, СИМ и пешеходов. Разная скорость — разные потоки. По его мысли, транспортные средства третьей и четвертой категорий передвигаются по проезжей части или обочине. Первая и вторая категории компактного транспорта — по велодорожкам и выделенным полосам, причем приоритет отдан велосипедистам. Наконец, пешеходы в безопасности движутся по тротуарам и пешеходным дорожкам.
В качестве меры повышения безопасности он предложил шеринговым компаниям ввести дифференцированные тарифы — так, чтобы цена была минимальной при перемещении со скоростью 15 км/ч.
— Тогда не нужны будут ни штрафы, ни ограничения. Человек сам будет платить за эту среднюю скорость, — считает эксперт. Ровно так же он предлагает бороться и с ездой на СИМ вдвоем. Кроме того, Виталий Гаевский высказался и за необходимость разработки специального транспорта для курьеров и проведения краш-тестов СИМ.
Хотя участники круглого стола решили сосредоточиться на обсуждении СИМ, тема курьерских электровелосипедов также неоднократно звучала.
Зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов отметил, что велокурьеры пользуются тем, что существует «невнятная граница» между велосипедом и мопедом. Причем они маскируются не под СИМ, а под электровелосипеды. По статистике, которую привел Виталий Гаевский, в прошлом году в ДТП с участием СИМ погибли 54 человека, но 26 из них — в происшествиях с участием электромопедов.
Пускать ли СИМ на дорогу
В целом участники круглого стола идею разграничения потоков поддержали. Однако эксперт межрегиональной общественной организации «КолеСИМ» Владимир Медейко предположил, что вытеснение на проезжую часть неопытных райдеров приведет к росту ДТП с тяжелыми последствиями. С ним не согласен ведущий эксперт Центра социальных исследований и технологий РГСУ, экс-глава Тверского района Москвы Яков Якубович, который рассказал, что сам передвигается по Москве на велосипеде.
— Мне гораздо приятнее ездить по временным оранжевым полосам, которые зимой исчезают. Водители к этому привыкают и ездят более аккуратно. Муниципальным властям надо делать над собой усилия и выделять часть проезжей части под СИМ, — отметил он.
Внесение изменений в ПДД решает проблемы «самокатчиков», а проблемы пешеходов решает слабо, отметил ответственный секретарь Ассоциации юристов России Андрей Моисеев.
— Тротуар — это зона безопасности пешеходов. Регулирование должно строиться на изменении ПДД и законодательства с точки зрения наделения муниципальных органов полномочиями по территориальному зонированию, — отметил он.
Инфраструктура позволит развести потоки и убрать СИМ с тротуаров при должном контроле, считает основатель компании InnovaTransport и эксперт Ассоциации операторов микромобильности Алексей Смирнов.
Не менее важна культура пользования средствами индивидуальной мобильности, особенно среди частников, которые чаще нарушают правила и гораздо опаснее в городе. Кроме того, в отличие от кикшеринговых самокатов, их пока невозможно идентифицировать.
Штрафы не работают
Далеко не все нарушители ПДД на кикшеринге получают штрафы, считает глава комиссии по транспорту городского заксобрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев. По его мнению, только жесткими мерами можно освободить тротуары от СИМ.
— У нас губернатор в прошлом году ввел четыре района, где запрещена парковка самокатов, и в этих районах тишина да гладь. Люди довольны. Нет такого, кто бы говорил: «Верните самокаты». Мы считаем, что если в Москве есть широкие тротуары, надо выделять линии, и люди должны понимать, что это зона опасности. Если тротуары узкие, то оставить их только пешеходам. Всё, что механика, пусть остается. Всё электрическое убирается с тротуаров и ездит только по велодорожкам и проезжей части на свой страх и риск, — отметил депутат.
Только обещают
Досталось от него и операторам кикшеринга, которые, по его словам, ничего не вносят в бюджет.
— Только обещают весной, а осенью пропадают. Если хотят велодорожки — пожалуйста, пусть строят. Но ведь не хотят. Они хотят только собрать деньги. Заявили, что у них сборы в 2020-м были 5 млрд дохода, а за прошлый год — 34 млрд. С одного самоката зарабатывают 77 тыс. И говорят: наверное, одну тысячу дадим в бюджет субъекта, — отметил Цивилев.
Директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти «МТС Юрент» Максим Мухтабаров указал, что его компания перечисляет средства в бюджет. В своем выступлении он сосредоточился на пилотных проектах, которые позволили повысить читаемость номеров на СИМ, упорядочить авторизацию. По его словам, операторы протестировали большое количество городов, и там, где брусчатка или высокие бордюры создавали сложности, формировались медленные зоны, зоны запрета парковки. Таких зон более 3500 в стране. Максим Мухтабаров добавил, что все пилотные проекты проводились на добровольных началах.