200 рублей за оборону Москвы
Левитанского он пригласил просто потому, что любил его. Рязанов вообще был тонким ценителем поэзии, знал сотни стихов наизусть и очень хорошо читал их. В своих фильмах он воскресил многих забытых поэтов, Кочеткова, например, с его эпохальным «С любимыми не расставайтесь» и маленький шедевр Киршона «Я спросил у ясеня».
Так вот, Левитанский в эфире рассказал Рязанову один забавный эпизод из жизни, почти анекдот, если б он не был таким грустным.
Юрий Давидович, как известно, воевал, прошел всю Великую Отечественную войну и еще одну - не очень большую, на тяжелую войну с японцами. На фронт ушел добровольцем со второго курса литинститута вместе со своим лучшим другом, поэтом Семеном Гудзенко, с которым их зачислили пулеметчиками в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения, причем, не только в один батальон, но и в один взвод.
Москву в ту страшную зиму 1941-го они защищали вместе. Левитанский говорит – я не верю, что я там был, положите меня сейчас на тот снег, и я умру от одной мысли об этом. Не было ведь ни валенок, ни шинелей, лежали ночами в минус сорок, примерзая к орудию.
В общем, к 50-летию битвы за Москву его, как фронтовика, приглашают в ЖЭК.
- Прихожу, - рассказывает Левитанский. - Сидят в очереди совсем древние старики, я моложе их всех, просто потому, что ушел на войну мальчиком. Дают нам всем талончики, с которыми надо снова идти куда-то, чтоб получить еще что-то.
Я не пошел, пошла жена. На следующий день собрали всех стариков района у магазина, подержали их на морозе, а потом к юбилею выдали: банку сгущенки, две банки тушенки и макароны. У кого был талончик, тому еще бутылку водки.
Но оказалось, Родина дает не только макароны.
Участникам обороны Москвы полагалось еще и по 200 рублей. И вскоре приходит перевод на мою фамилию, где написано: «двести рублей за оборону Москвы». (кто жил в 1991 году, помнит, что это за сумма).
Левитанский смеется – та девочка, которая это написала, конечно, не виновата, что ей сказали, то она и вывела. Но решали-то, сколько стоит оборона Москвы, на самом высшем уровне. И решали люди, которые себе наверняка не двести рублей начисляли. Ну, подарили бы значок… Это я к вопросу – горжусь ли я, что воевал. Нет, не горжусь…
#Левитанский #Рязанов #горжусь #помню #спасибозаПобеду
