Германия договорилась с Нидерландами по трансграничным месторождениям газа. DUH против
Об этом DUH заявила 4 июля 2025 г.
DUH против
DUH протестует против завершения строительства кабельной линии у о-ва Боркум, запланированного One-Dyas, что приведет к разрушению охраняемых рифов и биотопов.Ранее лицензирующий орган - Департамент водных ресурсов, охраны побережья и природы Нижней Саксонии (NLWKN) и 1я палата Административного суда Ольденбурга, отвечающая за водное право, считали, что апелляции, поданные DUH, имеют приостанавливающее действие.
Однако затем 5я палата, которая отвечает за природоохранное право, вынесла иное решение по ходатайству One-Dyas.
Тезисы от Федерального исполнительного директора DUH С. Мюллер-Краеннер:
- всего через день после того, как федеральное правительство заключило соглашение с Нидерландами о новых проектах по добыче нефти и газа в Северном море, Административный суд Ольденбурга разрешает немедленное исполнение решения о строительстве подводного кабеля, который будет обеспечивать электроэнергией буровую платформу,
- целью является как можно более быстрое устранение всех препятствий для добычи газа в Северном море,
- суд еще даже не рассматривал вопросы охраны природы, немедленное осуществление предписывается исключительно на основании процессуальных аргументов,
- строительство подводного кабеля грозит уничтожить один из последних оставшихся скалистых рифов в Северном море,
- весь газовый проект диаметрально противоположен защите климата и энергетическому переходу,
- объемы добываемого газа не нужны и будут еще больше подпитывать климатический кризис,
- мы продолжим наше правовое сопротивление всеми силами.
Протест DUH связан с прокладкой кабеля для электроснабжения платформы морской платформы N05-A, которую One-Dyas планирует построить для разработки одноименного месторождения (также известно как Ruby), являющегося часть проекта GEMS (Gateway to the Ems - ворота в Эмс) на шельфе Нидерландов.
Проложить подводный кабель до платформы планировалось от морской ветряной электростанции (ВЭС) Riffgat на шельфе Германии, что должно было снизить климатическую нагрузку от проекта.
Кроме того, для защиты рифов One-Dyas было предписано отказаться от фрезерования при прокладке линии и использовать щадящую технику.
Однако эти меры показались DUH и др. экологам недостаточно climate-friendly и они начали серию протестов и судебных разбирательств, а недавнее решение правительства ФРГ, одобрившего соглашение с Нидерландами по проекту N05-A.
Активисты-экологи продолжают настаивать, что проект может нанести вред морской среде в Ваттовом море, являющемся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что за соглашение?
2 июля 2025 г. правительство ФРГ одобрило соглашение с правительством Королевства Нидерландов о разработке трансграничных месторождений углеводородов в Северном море.Соглашение о трансграничной добыче необходимо, поскольку в приграничном регионе Германии и Нидерландов имеются газовые месторождения, для начала добычи на которых требуются не только соответствующие разрешения на добычу от Нидерландов и затронутой федеральной земли Нижняя Саксония, но и международное соглашение.
Сейчас последовало межправсоглашение, которое, в первую очередь, носит технический характер и регулирует такие вопросы как:
- процедуру поиска и распределения трансграничных запасов газа,
- налогообложения и сбора роялти, которые будут поступать налоговым органам Нижней Саксонии за немецкую часть,
- сотрудничество между регулирующими добычу органами Нижней Саксонии и Нидерландов.
При этом земля Нижняя Саксония будет самостоятельно принимать решения о выдаче разрешений на добычу природного газа из немецкой части месторождения.
Драгоценные камни Нидерландов
Проект GEMS расположен в эстуарии р. Эмс и охватывает несколько мелководных участков недр в нидерландском и немецком секторах южной части Северного моря.В настоящее время проект сосредоточен в первую очередь на разработке месторождения N05-A, расположенного в Северном море на границе Нидерландов и Германии.
Хронология проекта:
- месторождение N05-A (Ruby) было открыто в 2017 г., а далее последовали еще 3 открытия - N07-B в 2018 г., N04-A в 2021 г. и N04-C в 2022 г., предполагается наличие еще нескольких газовых месторождений в этом районе,
- в августе 2022 г. One-Dyas совместно с партнерами по проекту Hansa Hydrocarbons, EBN и Neptune Energy приняла окончательное инвестиционное решение (ОИР) о разработке месторождения N05-A,
- в рамках подготовки к началу добычи:
- построена морская платформа и установлена на место в 20 км к северу от о-вов Боркум, Роттердам и Схирмонниког,
- в ноябре 2024 г. пробурена 1я эксплуатационная скважина N05-A,
- в марте 2025 г. начался этап испытаний добычи на платформе N05-A, в ходе которого был получен природный газ,
- готовится прокладка кабеля от ВЭС Riffgat,
- для подключения к существующей газотранспортной системе (ГТС) Нидерландов и Германии будет проложен 15-километровый газопровод, соединяющий платформу с существующим магистральным газопроводом (МГП) Noordgastransport (NOGAT, NGT);
- платформа N05-A спроектирована как хаб для подключения будущих добычных скважин других газовых месторождений, в т.ч. с месторождений N05-A-Noord и Diamant, которые можно пробурить с платформы N05-A, а также с месторождений N04-A и N04-C, расположенных к северу от N05-A.
Замена Северному потоку-2?
Проект GEMS позволит добывать до 13 млрд м3/год природного газа, что эквивалентно примерно 15% потребления газа Германией по состоянию на 2024 г.Эти данные привел Bloomberg, а далее эти показатели транслировали другие СМИ, сравнивая с мощностью МГП Северный поток-2 и приходя к выводу о том, что добыча газа на платформе N05-A позволит заменить 50% мощности сохранившей работоспособность нитки МГП Северный поток-2.
Напомним, что после взрывов в Балтийском море 26 сентября 2022 г. были повреждены обе нитки МГП Северный поток-1 и одна из ниток (Line A) МГП Северный поток-2, а Line B сохранила работоспособность, ее мощность составляет 27,5 млрд м3/год газа.
Т.е. формально GEMS даст чуть меньше 50% мощности оставшейся нитки МГП Северный поток-2, но такое сравнение принципиально некорректно по ряду причин:
- система МГП Северный поток-1 и Северный поток-2 имеет совокупную номинальную мощность 110 млрд м3/год, но МГП Северный поток-1 на пике своей загрузки прокачивал 59,3 млрд м3/год газа, работая на 107,8% от проектной мощности,
- Северные поток и NOGAT приходят в разные регионы Германии - на восток и на запад соответственно - что предполагает разные схемы газораспределения,
- ресурсной базой Северных потоков по сути выступала вся Единая система газоснабжения России (ЕСГ), а не единичное месторождение, что давало гарантию надежности поставок, в частности, исключало зависимость от сбоев добычи на каком-либо месторождении,
- какая доля добываемого на GEMS газа будет поступать в Германию, а какая в Нидерланды, которые после остановки месторождения Гронинген стали импортерами газа, неясно.
Новое коалиционное правительство Ф. Мерца пообещала использовать внутренние запасы газа, стремясь снизить зависимость от импорта, одновременно обещая придерживаться своей цели по обеспечению климатической нейтральности к 2045 г.
В отношении МГП Северный поток-2 сейчас проявляет большой интерес американский инвестор С. Линч.
Участие инвестора из США в проекте позиционируется как усиление западного надзора над продажей газа из России, но по факту посредничество США дает ЕС источник формально нероссийского газа, обеспечивает соответствие МГП Северный поток-2 требованиям 3го энергопакета ЕС об анбандлинге и выводит газопровод из-под действия плана ЕС REPowerEU по отказу от российских энергоносителей до конца 2027 г.
Однако действующее руководство ЕС и Германии выступают резко против, в частности власти ФРГ рассматривают возможность внесения изменений в законодательство с целью не допустить продажи и последующего ввода МГП Северный поток-2 в эксплуатацию.