Символическая защита: закон запретит изображение храмов без крестов
К финальным чтениям в Госдуме подготовлен проект закона о так называемом крестопаде — он запретит изображение храмов без крестов, оставив лишь несколько исключений из этого правила. В частности, нововведение не коснется кино- и фотохроники, а также случаев, когда изображения храмов с крестами может повлечь их осквернение — например, на напольных ковриках или сиденьях в общественном транспорте. Межфракционный законопроект, который направлен на защиту религиозных символов, появился после жалоб депутатам на то, что те же православные кресты «затирают» в СМИ и рекламе. Как на практике будут отделять художественные приемы от оскорбления религиозных чувств — в материале «Известий».
Что изменилось в законопроекте о «крестопаде»
Депутаты доработали законопроект о защите религиозных символов, разработку которого анонсировал в мае 2025 года спикер Госдумы Вячеслав Володин. Тогда он отмечал: поправки подготовлены по обращениям граждан — те указывали, что на афишах, уличных плакатах, упаковках товаров, в СМИ «затирают» или ретушируют религиозные символы, что «искажает их истинное значение».
— Подобные факты вызывают возмущение, — отмечал тогда председатель Госдумы. — В этой связи готовим законодательную инициативу, направленную на защиту основных традиционных вероисповеданий, — об обязательном их использовании как неотъемлемой части изображений культовых зданий.
Представлявшая законопроект на первом чтении 10 июня 2025 года зампред Госдумы Анна Кузнецова сообщила, что «в народе» ситуацию уже назвали «крестопадом».
— Люди возмущались и обращались в том числе к нам, — отмечала она. — Мы работали с каждым обращением в ручном режиме, связываясь с организациями и выясняя, по какой причине произошло именно так.
Принятая в первом чтении поправка в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» была достаточно краткой — она запрещала использовать изображения культовых зданий и иных подобных объектов без надлежащих символов. Речь шла об изображениях в СМИ, интернете, при продаже товаров, выполнении работ и услуг, в государственных, муниципальных символах и знаках, объявлениях, вывесках и рекламе.
Ко второму и третьему чтениям формулировка была существенно расширена. Согласно поправкам (есть у «Известий») туда был внесен ряд исключений.
Так, религиозные объекты без символики, в частности храмы без крестов, можно будет изображать, «если воспроизводятся исторические изображения с указанием на соответствующий период времени» и при условии, что в тот период эти символы на строении отсутствовали.
Кроме того, вносится еще одно исключение — на случаи, когда «воспроизведение религиозных символов влечет за собой их осквернение».
Как будут работать поправки
Доработанная редакция распространяет правовую защиту на символику тех религий, которые перечислены в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» — это православие, ислам, буддизм и иудаизм, рассказала «Известиям» руководитель правового управления Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега).
— Под действие закона не попадут кинохроники советского периода, демонстрирующие храмы без крестов, ввиду того, что в данный период времени крестов на многих поруганных и порушенных храмах не было, — отметила она.
Более того, подтвердила она, теперь поправки допускают, что храмы и иные объекты религиозного почитания могут изображаться без религиозных символов (креста, полумесяца и т.д.), если есть риск их осквернения.
— Например, купола храмов с крестами нельзя изображать на сиденьях в автотранспорте, на напольных коврах, — сказала игуменья Ксения.
Закон обратной силы не имеет, поэтому если в фильме или в каком-то творческом произведении отсутствует крест, «то закон не может быть применен по отношению к тому, что уже произошло», пояснила «Известиям» председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яна Лантратова.
— И конечно, на художественные образы распространяться он не будет. Как, допустим, в фильме «Иди и смотри» сжигают целую деревню. Это же понятно, что художественный прием, а не демонстрация противоправного поведения, — сказала она.
Но она призвала отделять случаи «затирания» религиозных символов от вопросов оскорбления чувств верующих.
— Это совершенно другая история: если человек покупает коврик с изображением храма, кладет его, начинает попирать ногами и делает это публично с целью оскорбления религиозных чувств, то ему будет инкриминировано оскорбление религиозных чувств, — сказала она. — А мы выступаем за то, что изображение храма должно быть с крестом, не надо их затирать, как делают некоторые. В итоге мы встречаем иногда на билбордах, в учебниках какой-то узнаваемый храм без главного религиозного символа. Это, конечно, диверсия.
Каким может быть наказание
Далее планируется внесение поправок в КоАП для установления ответственности за нарушение этих положений, рассказала игуменья Ксения.
Как отметил старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин, пока никакой ответственности за нарушение этого запрета не предусматривается.
— В документах, вносимых на рассмотрение в Госдуму вместе с рассматриваемым законопроектом, прямо указано, что его принятие не потребует изменения или принятия других нормативных правовых актов, — сказал он.
Эксперт напомнил, что закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает уголовную, административную и иную ответственность за нарушение законодательства.
Так, в ст. 148 Уголовного кодекса РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») есть наказание за публичные действия, совершенные с целью оскорбления религиозных чувств. А статья КоАП о нарушении законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания устанавливает санкцию за «умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания». УК предполагает наказание вплоть до лишения свободы сроком до трех лет, а КоАП — штрафы до 50 тыс. рублей для граждан, до 1 млн — для юридических лиц.
Поэтому, по мнению Константина Добрынина, закону о «крестопаде» понадобятся зеркальные изменения в КоАП и УК.
Юрист и медиатор, член Международной ассоциации юристов и медиаторов 4legal Евгения Безмаленко отметила: чтобы избежать разноплановых трактовок нового закона правоохранительными органами и судами, депутатам следовало бы прямо обозначить исторические эпохи — перечислить периоды, в которых было возможно существование религиозных объектов без крестов. Также она отметила, что в законодательстве нет официального толкования понятия «осквернение», поэтому судам приходится каждый раз выдвигать определение данному термину.
По мнению Евгении Безмаленко, случаями осквернения могут счесть те, где изображения религиозных сооружений используются в сферах, «далеких от предметов высокой морали» — это как в предметах быта, так и в сферах, «связанных с так называемыми низменными, аморальными человеческими наклонностями, порицаемыми социумом».
Адвокат, партнер консалтинговой компании «Братья Яблоковы» Артем Яблоков предположил, что санкции по новым поправкам будут аналогичны нынешним либо же будут прямо относиться к действующей статье КоАП о нарушении законодательства о свободе совести. В нее вполне «укладываются» случаи видоизменения облика храмов.
— И здесь возникает, конечно, вопрос к генерируемым искусственным интеллектом изображениям. Если их нет в действительности, то и облик их может быть таким, каким его создал ИИ. В этом, вероятно, будет усматриваться выход для участников рынка, — отметил он.
Продюсер, гендиректор «Москонцерта» Илья Бачурин отметил, что разработка закона, который регламентирует использование изображений культовых символов, «очень уместна».
— Именно из каких-то нерегламентированных мелочей складываются очень большие, сложные конфликтные ситуации. И беда в том, что они не сами по себе складываются, а складывают их специально запрограммированные на это люди. Беды с изображением православных храмов без крестов вызвали не только ожесточенную полемику в обществе, но и своего рода конфронтацию, — обратил он внимание. — Вот ровно этого добивались те, кто нашел эту узенькую щелочку и попытался просто вбросить в нее максимальный объем раздора.
Он отметил, что многонациональность России — это одновременно и сумма идентичностей отдельных народов.
— Это совокупность идентичностей, в том числе религиозных, принадлежащих народам РФ, каждому народу, какого бы вероисповедания он ни придерживался. Исходя из этого, закон закрывает ту брешь, которую могут попытаться использовать, чтобы разгорелся конфликт, — сказал Илья Бачурин.
Впрочем, он отметил, что главное — точность формулировок в законодательстве, чтобы оно было направлено не на наказание кого бы то ни было, а на выполнение «абсолютно обоснованных, резонных требований».