Болезненная тяга к темному вчера: о чем сериал «Айда»
Похоже, Казань через кино стремится получить корону криминальной королевы 1980-х: после «Слова пацана…» теперь выходит «Айда!» по сути с тем же адресом прописки героев. Любера и солнцевская братва, равно как и осведомленные об их деятельности товарищи, явно не так продвинуты в области киноискусства: пока никто не спешит воспевать в кадре их «подвиги», хотя что у тех, что у других в анамнезе столько всего, что не на один сериал хватило бы. Но сердце ноет: если так пойдет дальше, и до этого дело дойдет.
Не знаю, как вам, но мне что в фильмах про маньяков, что в киноисториях про воинствующих отморозков всегда кажется опасной возможность подражательства. Тренд обращения к предперестроечным временам и повышенный интерес к ОПГ прослеживается уже давно. И вот закатывается еще один шар в лузу общественного интереса: «Айда!». Основано на реальных событиях, что правда. Справилась в открытых источниках: «Тяп-Ляп» существовала. Житель Казани Сергей Антипов вернулся домой после армии и открыл спортклуб, в котором начал формировать группировку «под себя». Она появилась на территории микрорайона «Теплоконтроль» с одноименным заводом, работу сотрудников которого характеризовали именно так — «Тяп-Ляп». Ближайшими помощниками Антипа стали Завдат Хантимиров (Джавда) — он отвечал за физическую подготовку бойцов, и Сергей Скрябин, он же Скряба, «мозг» ОПГ. Поражает, что за «правильный настрой» в группировке отвечал детский психиатр Михаил Захарович (Захар). Банда была разгромлена после жестокого нападения на мирных местных жителей в августе 1978 года: ее рядовых участников отправили на зоны, Антип и Скряба получили по 15 лет лишения свободы, а Джавду расстреляли. Ну, конечно, в истории страны нет ничего более интересного!
В картине «Айда» заняты прекрасные артисты — Даниил Воробьев, Никита Кологривый, Алексей Онежен после такого сериала наверняка станет звездой; Алексей Серебряков появляется по сути в эпизоде, но значимом. И, наверное, обо всем этом надо снимать кино, и благо, если молодежь в результате просмотров таких картин задумается о том, кто управляет этими якобы стихийными процессами, начнет понимать, как просто оказаться жертвой манипуляций. Но практически во всех снятых до этого проектах, кто бы что ни говорил, может, и невольно, но прослеживается героизация этих беспредельно жестоких, а по факту когда запутавшихся, когда просто убогих мальчишек, пытавшихся жить по понятиям. И меня пугает устойчивость тренда, очеловечивание в кадре и попытка понять любого бандита. Что-то тревожно, не находите?