Ядерный шантаж
Лидеры «Большой тройки» антигитлеровской коалиции на Потсдамской конференции: премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, президент США Гарри Трумэн, председатель СНК СССР и председатель ГКО СССР И. В. Сталин
Предыстория
17 июля 1945 года в Потсдаме (пригород Берлина) открылась последняя конференция лидеров т. н. «Большой тройки» – руководителей трех крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне (СССР, США и Великобритании): Иосифа Сталина, Гарри Трумэна и Уинстона Черчилля. В истории она известна как Потсдамская, или Берлинская, конференция.
Великие державы решали будущее устройство Европы, особенно важным было будущее Германии и Польши. Сталин смог сохранить Германию от расчленения (западники хотели раздробить Германию на несколько государств), сделать Польшу нашим союзником, присоединить Кёнигсберг и создать советскую сферу безопасности в Восточной Европе (Как Сталин спас Германию от расчленения).
Американцам было важно получить подтверждение русских, что СССР выступит против Японии. 17 июля Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. Союзники подписали Потсдамскую декларацию, потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции.
Трумэн записал в своём дневнике: «Сталин вступит в войну с Японией к 15 августа. Когда это случится — японцам конец». На следующий день в письме к своей супруге Бесс он писал, что русские вступают в войну, и это значит, что «мы закончим войну на год раньше. Подумай только о всех этих детях, которых не убьют!»
16 июля 1945 года на полигоне близ Лос-Аламоса был произведен наземный взрыв первого в мире атомного устройства. Вспышка от него виднелась на расстоянии 290 км, а звук был слышен на расстоянии до 160 км. США первыми в мире получили ядерное оружие (Американская «Троица»).
Сами американцы понимали, что это оружие создавалось для мирового господства. А для этого нужно было сокрушить Россию, чего не смогла сделать Германия. Как признавал генерал-майор Лесли Гровс, руководивший ядерным Манхэттенским проектом, «спустя две недели после того, как я начал руководить проектом, у меня уже не оставалось ни малейших иллюзий. Я понимал, что Россия — наш враг, и что проект строится на этой основе».
Облако от взрыва атомной бомбы «Штучка» в ходе испытания «Тринити» (Trinity; англ. «троица») через 15 секунд после детонации. 16 июля 1945 г.
«Шокировать действием»
Получив известие об успешном испытании атомного оружия, американский президент решил использовать его против Японии. Позднее Трумэн будет вспоминать:
«Это оружие должно было быть применено против Японии в промежутке между тем моментом и 10 августа. Я приказал военному министру, господину Стимсону, использовать его так, чтобы целями стали военные объекты, солдаты и моряки, но не женщины и дети. Даже если японцы — дикари, если они жестоки, безжалостны и фанатичны, мы, как ведущая мировая держава, не могли сбросить эту бомбу ни на старую, ни на новую их столицу (Киото и Токио)».
24 июня американцы провели соответствующее совещание с британцами во главе с Черчиллем.
Генерал Джордж Маршалл рассказал о только что завершившемся сражении за Окинаву, где полегло более 100 тыс. японцев, но никто не сдался. Мирные жители также предпочитали убить себя, чтобы не попасть в плен. Также отмечалось, что ковровые бомбардировки японских городов, к примеру, только в Токио сгорело более 100 тыс. человек, не приносят ожидаемого эффекта.
Японцы фанатично продолжают сражаться. Их моральный дух высок. Японская империя готовилась к вторжению. Японская ставка была готова принести в жертву саму Японию и продолжить борьбу на материке, в Китае. Потери американцев постоянно росли. Маршалл сказал Трумэну, что необходимо «шокировать [японцев] действием».
В это время союзники готовили вторжение на главные Японские острова. Масштабная десантная операция, по оценке американских военных, будет стоить от 250 тыс. до 1 млн жизней американских солдат и приведет к таким же потерям со стороны японцев. Считалось, что войну смогут закончить к осени 1946 года.
Трумэн спросил военного министра Стимсона, в каких городах размещены преимущественно военные производства. Министр прошелся по списку и назвал Хиросиму и Нагасаки. В этот момент Трумэн и сообщил собравшимся, что принял решение. Он использует ядерную бомбу.
«Он не стал задавать вопросов»
Союзники решили известить об этом Сталина, а также прозондировать его реакцию на сообщение о появлении «супер-оружия».
В 19:30, по окончании дневного заседания во дворце, Трумэн подошел к советской делегации и через русского переводчика обратился к Сталину. Президент не стал просить о частной встрече и просто, «между делом», сообщил тому, что США обладают новым оружием необычайной разрушительной силы.
Сказав это, Трумэн стал ждать реакции Сталина. Советский вождь ответил лишь, что рад слышать такую новость, и выразил надежду, что Соединенные Штаты «удачно используют это против японцев».
И всё. Никаких вопросов о новом оружии, об атомном проекте и его успехах и т. д. Американцы и британцы были удивлены. Американский переводчик даже усомнился в том, что сообщение было верно понято Сталиным.
Британский премьер Черчилль подошел к Трумэну и спросил: «Ну как прошло?». Президент ответил: «Он не стал задавать вопросов». Глава Британии сказал: «Он ничего не понял».
На самом деле Сталину было интересно, и он всё понял. Он уже знал о новом оружии. Советская разведка внимательно следила за основными конкурентами в этой области – Германией, Британией и США. Советские агенты работали как в американском Манхэттенском проекте, так и в британских спецслужбах.
Так, ценную информацию Москве передавал Клаус Фукс, физик из Лос-Аламоса. Фукс стал коммунистом уже много лет назад. Его отца отправили в концлагерь, а мать довели до самоубийства. Он вступил в коммунистическую партию Германии, поскольку считал, что только коммунисты способны эффективно противостоять нацистам.
В конце концов Фукс бежал из Германии и получил в Англии докторскую степень по физике. В 1942 году он вместе с другими британскими учеными отправился в Нью-Йорк, чтобы работать над Манхэттенским проектом в Колумбийском университете. Там с ним и познакомился член коммунистической партии по имени Раймонд, который был агентом советской разведки.
2 июня 1945 года, за шесть недель до того, как Трумэн рассказал Сталину о сверхоружии, Фукс встретился с Раймондом в Санта-Фе и передал важную информацию об американском «супер-оружии».
В самом Союзе группа физиков во главе с академиком Игорем Курчатовым трудилась над созданием атомного оружия еще с 1943 года. После 24 июля ядерную программу СССР форсировали. По сути, началась ядерная гонка.
Шантаж
Сталин понимал, что СССР будут шантажировать ядерным оружием. Советский маршал Жуков:
«Тогда уже было ясно, что правительство США намерено использовать атомное оружие для достижения своих империалистических целей с позиции силы. 6 и 9 августа 1945 года это подтвердилось на практике: американцы без всякой к тому военной необходимости сбросили две атомные бомбы на мирные густонаселённые японские города Хиросиму и Нагасаки».
Как вспоминал физик Юлий Харитон, «советское правительство истолковало (Хиросиму) как атомный шантаж против СССР, как угрозу развязывания новой, ещё более страшной и опустошительной войны».
Американцы сожгли сотни тысяч мирных граждан Японии, чтобы показать всему миру и СССР, кто хозяин на планете. Но не вышло.
Вернувшись из Германии, Сталин дал команду ускорить работы по ядерной программе бомбы «с размахом и не жалея средств». В условиях жесткого режима секретности. Секретность, окружавшая советский проект, поражает. Даже американцам, очевидно, не удалось добраться до атомной программы СССР.
Спешили не зря. Уже в Фултонской речи 5 марта 1946 года Черчилль в присутствии Трумэна предложил применить силу против СССР, и притом срочно:
«Пока США имеют атомную бомбу, а Советский Союз еще не изготовил это оружие». Он считал, что пройдет 8 лет, прежде чем Россия получит «супер-оружие».
Через два года в речи на конференции консервативной партии Англии Черчилль предложил предъявить СССР ультиматум: вывести войска из Германии и Австрии, прекратить насаждать социализм в странах Восточной Европы. Он призвал капиталистические страны начать войну против СССР. Выступления Черчилля были согласованы с Трумэном и премьер-министром Англии Эттли.
В США уже в конце 1945 года был разработан первый пробный план ядерной войны против СССР под кодовым названием «Пинчер», который предусматривал нанесение ударов 50 атомными бомбами для уничтожения 20 городов. За этим планом последовали другие, более масштабные.
Сталин до поры подыгрывал Западу, показывал, что разорённый войной Союз не сможет быстро создать атомное оружие. Слишком много проблем, плюс технологическая отсталость. Да и вообще, в СССР не считают атомное оружие главным средством войны.
В беседе с английским публицистом Александром Вертом 17 сентября 1946 года Иосиф Виссарионович заявил, что не считает «атомную бомбу такой силой, какой склонны ее считать некоторые политические деятели».
США и Британия так и не решились начать «горячую войну», опасаясь лучшей в мире сухопутной армии СССР, готовой штурмом взять всю Европу до Атлантики. Также СССР имел мощные ВВС и ПВО.
Первое успешное испытание советской атомной бомбы, получившей название РДС-1, состоялось 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне. Этот взрыв сделал СССР второй ядерной державой после США. Сталин создал ядерный меч и щит, США и Британии пришлось отказаться от планов ядерной войны против России.