"Всех волнуют социальные проблемы": Татьяна Зорина о фестивале "СарСтрад" в 2025 году
— Татьяна Викторовна, когда в этом году пройдут "Саратовские страдания"?
— Фестиваль будет идти с 24 по 30 сентября. В этом году отмечается 90 лет Олегу Табакову, который был первым президентом "Саратовских страданий". Союз кинематографистов России выделил нашей областной организации Союза грант на проведение научно-практической конференции, посвященной творчеству Олега Павловича. Она называется "Старая "новая искренность". Олег Табаков на киноэкране (от фильма Эфроса "Шумный день" до "Несколько дней из жизни Обломова" Никиты Михалкова)". Конференция пройдет в рамках нашего фестиваля. В партнёрах — ГИТИС, областное министерство культуры, театральный институт Консерватории, институт филологии и журналистики СГУ и другие творческие организации.
— Что касается темы фестиваля в этом году — какой она будет?
— В этом году концепция — "#Помним". Темы на пересечении 80-летия Победы и 90-летия Олега Табакова. Во-первых, он — ребенок войны. Во-вторых, его отец командовал санитарным поездом, который вывозил раненых из Сталинграда. Вагон этого поезда стоит в Музее боевой славы на Соколовой горе.
В 2005 году к 60-летию Победы мы на Нижне-Волжской студии кинохроники сняли фильм "Дорога к Сталинграду". Табаков с 10-летним сыном Павлом проехал по пути, которым следовал отцовский санитарный поезд, отец рассказывал ему про те времена. Министерство культуры России и администрация Саратова поддержали проект финансово, Приволжская железная дорога сформировала специальный состав. Фильм сняла режиссер из Москвы Марина Цурцумия. Вместе с Табаковым путешествие в военную молодость совершили три ветерана, участника Сталинградской битвы: саратовцы Михаил Гольцев и Виктор Орлов, а также Владимир Керханаджев из Пензы. Олег Павлович также читал закадровый текст.
Фильмом открытия фестиваля мы выбрали киноленту Дмитрия Алексеевича Лунькова, лауреата Государственной премии, человека, который оставил огромную кинолетопись жизни нашей области, — "Куриловские калачи". О женщинах, ставших трактористками вместо своих мужей, ушедших на фронт. Картина сделана, можно сказать, элементарным способом: героини просто сидят в кадре и рассказывают. И чем дальше это смотришь, тем острее начинаешь понимать, что ещё Лунькову удалось найти способ искренности, которую мы теперь называем "новой". Я не могу это смотреть без комка в горле, наверное, потому что с этими людьми жила, и моя мама в те же примерно годы работала на току весовщицей, когда еще училась в школе. Все мое детство вокруг этого прошло, я знала таких женщин, поэтому эта лента меня чрезвычайно трогает.
Дмитрий Луньков. Источник: rutube
Киновед Сергей Муратов оценивает Дмитрия Лунькова как выдающегося кинематографиста и в части монтажа ставит его в один ряд с Львом Кулешовым и Дзигой Вертовым. Надеемся, что "Куриловские калачи" будут интересны и новому зрителю.
Запланирован специальный показ "Кино войны — кино Победы". Это фильмы архивные и фильмы совсем новые — про тех, кто воюет сейчас или живет рядом с войной, хроника страшных дней, семейные и личные трагедии… Эмоционально такие фильмы — вообще пока вне конкуренции, поэтому — специальный показ.
— Сколько прислали работ?
— Около трёх тысяч.
— Это рекордное количество заявок или было больше в прошлые годы?
— В этом году рекорд, в прошлом было — 2,4 тысячи. Здесь есть интересная тенденция. Несколько лет назад присылали в основном полнометражное кино, особенно зарубежное — полтора-два часа с лишним. Сейчас мир меняется, переходит на короткие высказывания с желанием быстро получить результат. Поэтому много короткометражек — почти третья часть от общего объема.
— А география какая?
— 130 стран. Есть те, откуда прислали кино впервые, — Того, Пуэрто-Рико, Мавритания… Уже второй год тенденция такая, что если раньше, например, из Англии, Франции, Соединенных Штатов было довольно ограниченное количество фильмов, то сейчас их значительно больше. 37, 105 и 116 соответственно. 275 фильмов прислали из Индии, 237 — из Бразилии, причем по сравнению с прошлыми годами резко поменялся их уровень. Сейчас в числе режиссеров стало больше людей, профессионально занимающихся кино.
— Это профессиональные фильмы или, условно говоря, сделанные с помощью телефона на коленке?
— Прислано много экспериментального кино, но много и того, что именно называется документальным кинематографом, в отличие от того, что "я взял камеру и снимаю что-то вокруг, что мне не нравится или нравится". Много именно профессионального кино. В условиях больших потоков медиаконтента профессионалы начинают к себе строже относиться, и это заметно.
— Какие темы представлены в присланных на конкурс работах?
— Всех волнуют социальные проблемы. Ясно, что у нас фестиваль самим своим названием в какой-то мере это определяет. Это и кино про образ жизни. Можно так жить или так нельзя жить? Есть у человека пространство для жизни и какое оно? Есть, что есть или нечего есть? Много кино посвящено мигрантам. Люди не просто так бросают дома и плывут куда-то, рискуя жизнью. Это не от того, что они глупые, а от того, что у них нет выхода. С другой стороны, им обещают реализовать мечту, и они идут за ней.
Если говорить о российских фильмах, много работ о том, как люди живут в глухомани. Одни считают, что это идеальный образ жизни, потому что хотят отгородиться от мира. У других выхода нет. Много фильмов о детях — о тех, которые нуждаются в поддержке, о талантливых взрослых, стремящихся перестроить свою не очень устроенную жизнь. Вообще много фильмов о талантливых людях во всех областях. Есть работы, связанные с культурой, музеями, с какими-то особенными периодами в их истории, с перспективами развития.
— Фестивалю уже больше 20 лет. По вашим наблюдениям, как изменилось за это время отечественное документальное кино? Как вообще изменился метод документального кино за последние годы?
— Если говорить о методе, 20 лет назад много что не умели делать. При этом российский, точнее советский кинематограф — это кинематограф номер один в мире, который в послереволюционные годы основной метод-то и изобрел. Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн и другие мастера 1920-1930 годов. Голливуд все это талантливо трансформировал и дополнял. Тем не менее наследование по прямой существует в работах лучших наших режиссеров. Технологии меняются, меняется конкретное содержание профессии, но сейчас и наши научились использовать алгоритмы и стандарты цифровых технологий. При этом, я не уверена, правильно ли, прежде чем снимать именно документальное кино, предварительно прописывать, что за герой, какой конфликт, во что все выльется, какие процессы будут показаны. Это уже не совсем жизнь, скорее, оно фиксирует не документальные процессы, а мысли режиссера по выбранному поводу. А для героя изначально готовится некая задача. Это уже полуигровое кино. Впрочем, синтез подходов иногда давал мощные прорывы.
— Если говорить о параллельных событиях "Саратовских страданий", помимо основной программы показов, что будет на этот раз?
— Про одну программу я уже сказала — на военную тематику. Скорее всего, на базе "Саратовских страданий" у нас будет работать Лаборатория Фонда поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов РФ. Фонд проводит предварительный творческий конкурс, потом собирает победивших молодых авторов, и профессионалы кинематографа пытаются помочь им буквально с первых шагов.
Кроме того, сейчас мы делаем книгу "Саратов. Счастливые дни Олега Табакова", приуроченную к его 90-летию, так как Олег Павлович почти 15 лет был президентом фестиваля "Саратовские страдания". В книге первый блок материалов будет связан с фильмом "Строится мост" (в этом году 60 лет мосту — символу Саратова).
Областная научная библиотека, музей краеведения подготовили нам материалы, как возводили мост через Волгу, как прямо на стройке снимали фильм. Есть воспоминания очевидцев.
"Мосфильм" нам предоставил фотографии со съемок. Московские историки кино нашли уникальные документы, связанные с работой над фильмом. В нём роль строителя Сергея Зайцева исполнил молодой Табаков.
Кадр из фильма "Строится мост"
Второй блок книги связан с упомянутым фильмом "Дорога к Сталинграду". Мы тоже восстанавливаем историю, что как было, как мы его снимали 20 лет назад, публикуем сценарную заявку, монтажные листы, информацию о презентации фильма в Москве…
Третий блок — о том, как Табаков в 1990 году впервые привез в Саратов свой новый театр-студию. Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Дмитрий Куличков написали воспоминания о студии и о самом Табакове.
Четвертый блок — о "Саратовских страданиях". Надеюсь, на 22-м фестивале мы эту книгу презентуем.
Традиционно на фестивале — четыре конкурсные программы: основная, "Саратов — открытый город", "Коротко" и "Наша кинофабрика". Плюс специальные тематические показы. Их мы делаем на 20 площадках Саратова и области.
И будет внеконкурсный показ "Наше новое кино", связанный с премьерными российскими фильмами.
— А кто приедет, пока неизвестно?
— Ведем переговоры. Жизнь киношная такая, что все заранее не спланируешь.
Интервью с Татьяной Зориной читайте здесь.
Фото Татьяны Зориной - https://vk.com/sarstrad