Три жены, четыре брака. Как жил и о чём мечтал актёр Анатолий Ромашин
За год до смерти Анатолий Ромашин рассказывал в интервью о своей мечте — поменять пару лет своей предыдущей жизни на пару секунд в будущем, лет через десять-двадцать, чтобы посмотреть, какими станут его жена и сын.
8 августа 2000 года Ромашин решил спилить сосну, которая мешала ему на даче, но чего-то не рассчитал — и упавший ствол оборвал жизнь 69-летнего актера.
Блокада, театр и Лазарев с Немоляевой
Наверное, Ромашин смог бы наскрести из прожитых им лет парочку, которыми легко пожертвовал ради тех самых секунд из будущего. Родился он в Ленинграде в первый день 1931 года, совсем ребёнком пережил самую первую и самую страшную блокадную зиму; его с братом вывезли из города последним рейсом по Дороге жизни, и они жили в эвакуации. Но эти трудности, пожалуй, только закалили его характер — в детстве он занимался боксом, имел разряд, играл в теннис, три года отслужил на флоте. И в Москву поступать в театральный вуз приехал уже взрослым — в 23 года. Но в Школу-студию МХАТ экзамены сдал и учился на одном курсе с Александром Лазаревым. И оба они после диплома получили направление в театр имени Маяковского.
Тот период в жизни Ромашина можно назвать странным. В театре у него дела складывались вполне успешно, его и в кино приглашали, но не на главные роли. Зрители, наверное, обращали внимание на актёра с грустными глазами, но звездой он не был.
Зато личная жизнь того времени у Ромашина была весьма бурной. Например, они с Лазаревым оба влюбились в Светлану Немоляеву; успех сопутствовал Лазареву. Ромашин же женился на Галине, у них родилась дочь Татьяна, всё вроде бы шло хорошо, но он встретил актрису испанского происхождения Маргариту Мерино — и оставил первую семью. Как рассказывали их знакомые, Галина до самой смерти актёра обижалась на него, и лишь после той трагедии нашла в себе силы простить когда-то близкого человека.
С Маргаритой у Ромашина тоже всё складывалось странно. Они быстро расписались, хотя она не настаивала на официальном браке; у них родилась дочь — но спустя четыре года развелись, вроде бы из-за обоюдной ревности и её измены. Женщина после развода уехала в Испанию, а у Ромашина случилась «Агония».
И случилась «Агония»
Фильм Элема Климова о Григории Распутине и последнем годе семьи Николая II — многострадальный проект, который собирались делать к 50-летию Октябрьской революции в 1967 году. Но режиссера не устроила предложенная концепция «водевиля», он пытался создать серьезное полотно загнивающей царской власти накануне 1917 года — и в итоге до подбора актеров и съемок дело дошло лишь в 1974-м. Ромашин, кажется, попал в этот фильм без особой конкуренции — к тому же он уже играл этого персонажа в картине «Свеаборг». И пусть главным героем «Агонии» Климов сделал Распутина в исполнении Алексея Петренко, у исполнителя роли царя был шанс влюбить в себя зрителей.
Но вмешалась судьба в лице чиновников Госкино, которые отправили фильм Климова на доработку — она заняла почти шесть лет, лишь в 1980-м «Агонию» начали продавать за рубеж, а советские зрители увидели эту картину только в 1985-м, и она уже не смогла произвести того эффекта, как в семидесятые. Правда, Ромашин всё равно остался первым исполнителем роли Николая II, но чуть позже его отодвинул в сторону Олег Янковский, сыгравший царя в «Цареубийце» Карена Шахназарова.
Больше настолько же большого проекта в кинобиографии Ромашина не случилось. При этом играл он много, разнообразно, в его фильмографии есть «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова и «Десять негритят» Станислава Говорухина, а также «Борис Годунов» Сергея Бондарчука, где Ромашин снова сыграл царя, пусть и будущего, — то есть Василия Шуйского.
Встретил «ангела»
Маргарита прожила в Испании четыре года и вернулась в СССР; они снова зарегистрировали брак, причём на этот раз она взяла фамилию мужа. По словам знакомых, эта попытка наладить отношения тоже оказалась непростой — всё та же взаимная ревность, постоянная ругань... Они продержались семь лет — и расстались уже окончательно. Правда, после развода отношения у этой пары моментально наладились, но вновь сходиться они явно опасались.
Свою третью и последнюю любовь Ромашин встретил в 1989-м, в Виннице, на съёмках фильма «Этюды о Врубеле». В картине глубоко второстепенную роль — что-то вроде «ангела» — играла 18-летняя Юлия Иванова. Ромашин вспоминал, что она «подкупила» его гречневой кашей — он приехал на площадку, не успев перекусить, и эта девушка оказалась единственной, кто согласился его накормить. Они поначалу скрывали свои отношения — шутка ли, сорок лет разницы! Лишь через два года женились, обвенчались в церкви и стали жить вместе, не обращая внимания на пересуды, которых было множество. В 1997-м у них родился сын — Ромашин очень гордился появлением наследника своей фамилии, и именно тогда и сказал ту фразу про желание увидеть, что с ним станется в будущем...
После смерти Ромашина его супруга несколько лет держала траур. В 2004-м она второй раз вышла замуж, родила второму мужу сына, но этот её брак продержался недолго.
Сын Ромашина Дмитрий в детстве обучался игре на фортепиано и гитаре в музыкальной школе при академии имени Гнесиных, он окончил международный колледж в армянском городе Дилижане, получил диплом МГИМО. Сейчас ему 28 лет.