Реставрация как вызов инженерной мысли: какими технологиями сохраняют объекты культурного наследия?
Каждый раз, когда рука инженера касается стены, построенной несколько веков назад, он вступает в диалог не только с камнем, но и с прошлым. Реставрация сегодня — это не просто бережное восстановление, а высокотехнологичный и регламентированный процесс, в котором переплетаются инженерная наука, художественное чутье и юридическая строгость. Подробнее о том, какие технологии сейчас используют, и почему каждый реставрационный проект — это вызов, «Стройгазете» рассказал президент Клуба строителей Сколково, управляющий собственник Группы компаний КТБ Артем Давидюк.
Реставрация, реконструкция, редевелопмент: инженерный треугольник
Прежде чем углубляться в технологии, важно развести базовые понятия.
Реставрация — это восстановление исторического облика объекта. Чтобы сохранить подлинные конструкции и декор, используют исходные или аналогичные материалы. При этом важно сделать объект культурного наследия (ОКН) не похожим, а восстановить его вид в точности или в максимальном приближении к первоначальному виду. Это не о новой жизни здания, а о продолжении прежней.
Процесс часто путают с реконструкцией, но это разные вещи. Реконструкция подразумевает обновление. Например, если нужно усилить конструкции или изменить функцию систем. То есть реконструкция не затрагивает охраняемые элементы.
Еще одно близкое понятие — редевелопмент. Это смена назначения здания. Здесь возможна кардинальная трансформация объекта, зачастую на грани утраты подлинности.
В отличие от редевелопмента, реставрация предполагает максимально деликатное вмешательство с сохранением исторической аутентичности. Рассмотрим, какие материалы и приемы сегодня используют специалисты, чтобы продлить жизнь старинным зданиям, не разрушая их дух. Начнем с основ — как восстанавливают стены из традиционных материалов.
Камень, кирпич и известь — реставрируем кирпичную кладку
Существует несколько методик работы в этом направлении. Одним из основных является реставрация кирпичной кладки методом «вычинки». Это бережная замена разрушенных фрагментов, при которой сохраняют исходную структуру. Для этого поверхность кладки очищают, дефектные кирпичи изымают, а на их место подбирают аналоги по размеру, оттенку и текстуре.
Если декоративные элементы из старинного кирпича были утрачены, используют метод докомпановок. Детали кропотливо воссоздают вручную, не забыв ни одну каннелюру или валик. С этой целью применяют пластичные растворы из глины с добавками специальных компонентов, без цемента.
Нередко для реставрации кирпичной кладки используют метод инъектирования — он представляет собой нагнетание специального раствора, аналогичного историческому кладочному раствору, в межкирпичные пустоты кладки. Таким процессом укрепляют старую кладку. Это позволяет избежать демонтажа целых фрагментов и усилить конструкцию изнутри.
Стоит отметить, что при ведении реставрационных работ современные цементные растворы категорически не применяются. В основном используют известковые, а также проводят лабораторные исследования старинных материалов, чтобы воссоздать точный состав.
На суконной фабрике И. Г. Кожевникова, которую построили в начале XIX века, мы использовали как раз эти методики. Нужно было укрепить несущую способность здания за счет усиления оснований и фундаментов. Такие меры необходимы для надеждой эксплуатации.
Однако восстановление конструкции стен — лишь часть задачи. Не менее важно сохранить декоративные элементы, через которые здание рассказывает свою историю. Именно они помогают воссоздать атмосферу эпохи и понять культурный контекст.
Живопись, пигменты, лепнина — архитектурный геном объекта
В процессе реставрации часто встречают неожиданные находки — от фрагментов настенной живописи до печей XVII-XIX веков. Например, сейчас работаем с жилым домом-усадьбой XVIII века в Москве. Это первая городская усадьба в столице (и главный дом усадьбы Голицыных). Только благодаря современным методикам реставрации в ее стенах все еще сохраняется дух времени. В одном из помещений сохранился орнамент в виде стилизованных «пчелок». Сейчас это не просто декоративный элемент, а «ДНК» эпохи, поэтому работа с ними должна проводиться особенно аккуратно.
Процесс реставрации таких элементов требует предварительной подготовки. Перед началом работ живопись фиксируют, чтобы иметь точную копию в случае обрушения элемента здания. Для этого используют метод переноса на кальку. Используют также фотографии, а иногда фиксируют на жесткое основание, если стена не подлежит сохранению. Например, переводят фреску на холст.
Как и в случае с кладкой, при реставрации живописи проводят химическое исследование, которым определяют состав красок (глина, охра, кобальт, рудные пигменты и т. д.). Чтобы добраться до первичного изображения, обычно снимают слои краски, изучают архивные фото, чертежи и аналоги из той же эпохи. То есть это большая подготовительная работа. Затем художник делает эскиз, который нужно согласовать с научными экспертами, проектировщиком и Департаментом культурного наследия. Только после этого можно приступать.
В процессе художник создает аналог живописи, росписи и декора, максимально близкий к оригиналу. Техника исполнения тоже должна быть приближенной к оригинальной: важен мазок, направление, толщина слоя. Также демонтируют лепнину и декоративные детали, а затем возвращают на свое место — строго по архивным чертежам или визуальным аналогам.
Несмотря на точные методы и бережное отношение к деталям, реставрация невозможна без строгого контроля. Поэтому за работой с объектами культурного наследия стоит не только мастерство, но и множество юридических тонкостей, о которых поговорим далее.
Авторский надзор и регламент: бюрократия как гарантия подлинности
Реставрация — одна из немногих сфер строительства, где каждое решение нужно сверять со множеством инстанций. Любые действия с объектом культурного наследия жестко регулируют. Нельзя просто взять и «покрасить» или «поправить» без согласований. Основной контролирующий орган — Департамент культурного наследия, он подчиняется Минкульту РФ.
Иногда не все здание является объектом исторического наследия, а только его определенные части. Так, в случае с московской усадьбой предмет охраны — только фасад. Все внутренние элементы (перегородки, полы, даже исторические печи) можно реконструировать или заменять, поскольку они не признаны охраняемыми. В этом случае контролю подлежит только реставрация фасада. Что входит в этот контроль? В первую очередь, авторский надзор. Автор проекта реставрации (архитектор или проектная организация) лично следит, чтобы все на объекте делали строго по проекту. Без этого реставрация невозможна — это требование закона.
Также на каждую методику нужно создать экспертные заключения. Нельзя использовать «на глаз» какие-то приемы — все должно быть проверено специалистами. Например, если решили восстановить кирпичную арку, нужно описать метод (вычинка, наращивание и другие). Далее сделать лабораторный анализ раствора и получить документ, что методика допустима и безопасна. Такое заключение обычно дают реставрационные научные организации (например, ЦНРПМ или аналогичные учреждения в регионах).
Кроме того, каждый этап реставрации должен быть согласован в органах охраны наследия. Контролирует процесс, как правило, Департамент культурного наследия (Мосгорнаследие) в Москве, а в других регионах — региональные органы охраны ОКН. Если объект федерального значения — еще и Минкульт РФ.
Эти органы согласовывают проектные решения до начала работ, все изменения по ходу (например, если нашли старую плитку — можно ли ее сохранить), а также итог выполнения работ.
Если согласование не пройдено, можно заработать штрафы, или работы приостановят. Такой строгий контроль имеет смысл. Без него «случайно» (или нет) можно заменить уникальную лепнину на гипс и потерять подлинность, или неправильно усилить стену и разрушить ее. Такой подход помогает уберечь здание от необратимых потерь. Однако вызовы реставрации не ограничиваются только эстетикой и документами — здание должно еще и функционировать в новых реалиях.
Инженерные вызовы: сохранить и вид, и функцию
Как превратить аварийную усадьбу в комфортное жилье, не уничтожив ее исторический смысл? Несмотря на строгость реставрационного подхода, современные методики позволяют встраивать инженерные решения, не нарушая предмет охраны. Каким образом? Фасады усиливают снаружи временными металлическими конструкциями. Это позволяет стабилизировать здание еще до начала основной работы, не затрагивая кладку.
Поскольку многие здания были построены века назад, они не имели инженерных сетей (электрики, отопления, вентиляции). Сейчас их прокладывают в существующих каналах или скрытно — без штробления ценных поверхностей. Часто процесс облегчен тем, что некоторые части здания можно адаптировать. Как отмечали выше, в зонах, которые не являются предметом охраны, можно проводить реконструкцию: менять перекрытия, обновлять планировку и добавлять лестницы, например. Такая работа часто требуется в многоквартирных домах и гостиницах. Так, мы приспособили к современной жизни здание прачечной жилого дома Наркомфина. Его в 2017 году только признали объектом культурного наследия, а сама постройка возведена в 1932 году.
Иногда воссоздают утраченные элементы — например, мансарды или фрагмент фасада;, но только при наличии документального обоснования: архивных фото, чертежей, физических следов на стенах. Такое проектирование требует от инженера не просто расчета, а чуткости. Нужно найти решение, которое будет «невидимым» с точки зрения истории, но эффективным с точки зрения эксплуатации. В этом и есть сложность: здание нельзя просто «переделать» — нужно встроить новое в старое, не нарушая его смысла.
Реставрация — это про уважение к мастерам прошлого, к материалам, которые пережили войны и революции. И к городу, для которого каждый объект культурного наследия — как живая ячейка памяти. Задача реставратора — не сделать красиво, а сохранить правду для последующих поколений. Даже если она местами потрескалась.
Автор: президент Клуба строителей Сколково, управляющий собственник ГК КТБ Артем Давидюк
Фото предоставлено автором