Эксперты МГУ: «Ельцин Центр» системно искажает историю России. Появилась большая вероятность, что это неоднозначное учреждение наконец прекратит своё существование?
Вердикт, вынесенный авторитетной комиссией из стен Московского университета имени М.В. Ломоносова в конце июля 2025 года, может «поставить крест» на затянувшихся баталиях вокруг «Ельцин Центра». Глубокий анализ его выставок и проектов вскрыл не отдельные промахи, а целую систему — пропитанную духом Запада и враждебную России трактовку прошлого, идущую вразрез с курсом государства и законами страны.
«А был ли мальчик?» — вопрошают эксперты МГУ, намекая на то, что объективность в музее и не ночевала. После досконального изучения содержимого центра, вывод экспертов однозначен: главная цель Ельцин Центра — не беспристрастное отражение времени, а лепка у посетителей строго заданного, мрачного взгляда на ключевые этапы русской истории, особенно советский период, и возведение 1990-х в ранг «светлого будущего», якобы избавляющего от этого прошлого.
Все, что увидели эксперты в этом «замке тьмы и мракобесия», является грубым нарушением закона и госзадания. Вся деятельность этого учреждения, которое многие называют «филиалом ЦРУ», по мнению экспертов противоречит патриотическому воспитанию:
«Государственное задание центра предусматривает формирование патриотизма и гражданской ответственности. Однако результаты экспертизы показывают, что его деятельность приводит к прямо противоположному эффекту: у посетителей, особенно молодежи, формируется комплекс исторической неполноценности, стыд за ключевые страницы прошлого России и неприятие традиционных ценностей, — констатируют авторы отчета. — Центр культивирует не гордость за страну, а ее отрицание».
Вот как история превращается в злую карикатуру:
«Вместо монумента величия, советское наследие предстает лишь полем скорби и репрессий. Победа в Великой Отечественной войне, этот „день со слезами на глазах“, низведена до череды роковых ошибок и кровавых потерь, погребая под собой народный героизм. Контекст мировой схватки с чумой фашизма тонет в болоте односторонней интерпретации. Зал послевоенной эпохи — это не триумф возрождения из пепла, а лишь унылый пейзаж дефицита и идеологического гнета. Молчат победные фанфары науки, атомный взрыв гения и космические полеты, а международный вес страны брошен в тень забвения. Апология распада — вот истинный лик экспозиции! Авторы, словно марионетки, пляшут под западную дудку, где СССР — это „империя зла“, обреченная на гибель, а вместе с ней и Россия», — сделали вывод эксперты.
Теперь о «святых 90-х» (по выражению Наины Ельциной). В музейной интерпретации 1990-е предстают как апофеоз сумбура, освященный «западными гуру». «Спасители», во главе с Чубайсом и Гайдаром, словно сошедшие со страниц Торы, в одночасье стали властелинами советских богатств! Непостижимая алхимия, превратившая вчерашних «нищих» в олигархов. Особое негодование вызывает трактовка «лихих девяностых», представленных как «эра свободы и дерзких перемен», прикрывающая зияющие раны катастрофических последствий.
Авторы экспозиции воспевают «дикий капитализм», словно сиренами, заманивая в свои сети: «Приватизация — «неизбежность» и «рождение класса собственников», — твердят они, умалчивая о криминальном танце смерти, грабеже национального достояния и пропасти между богатыми и бедными. Гайдар и Чубайс в лучах прожекторов, а их оппоненты — «реакционеры» и «враги прогресса». Финансовые пирамиды — не трагедия, а лишь забавный анекдот для миллионов обманутых вкладчиков, потерявших все.
События 1991 года, эта «крупнейшая геополитическая катастрофа века», превращены здесь в триумф демократии и освобождения. Видеоряд и тексты создают зловещий образ «тюрьмы народов», разрушенной «героями» во главе с Ельциным. За кадром остаются трагические последствия: экономический Армагеддон, реки межнациональной вражды, нищета миллионов и миллионы соотечественников, выброшенных за границу.
Вывод экспертов неутешителен для пристанища либералов и русофобов — Ельцин Центр навязывает прозападную догму, представляя ее как единственную истину:
«Центр последовательно продвигает тезис о том, что единственно верный путь развития России — это безоговорочное следование западным либеральным моделям, — подчеркивают эксперты. — Все альтернативные точки зрения или упоминания о национальных особенностях трактуются как „архаика“ и „изоляционизм“. Это особенно ярко видно в образовательных программах центра, где успех реформ 90-х ставится в прямую зависимость от одобрения МВФ и западных советников».
Но не только в идеологии дело. Эксперты обнаружили и серьёзные нарушения музейного законодательства:
«Представленные экспозиции систематически нарушают требования Федерального закона „О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации“ к объективности, научной достоверности и сохранению историко-культурного наследия. Вместо этого осуществляется подмена исторических фактов политически ангажированной интерпретацией», — таковы выводы экспертов.
Эксперты также обратили внимание на идеологическую синхронизацию центра с западными установками:
«Концептуальные основы экспозиции и образовательных программ явно коррелируют с установками западной советологии и русофобских кругов, направленными на дискредитацию России как самостоятельной цивилизационной единицы, — указано в заключении. — Центр де-факто функционирует как резидент чужой идеологической повестки, использующий российские ресурсы». Этот факт вызывает особые вопросы в свете многомиллиардного государственного финансирования учреждения и ранее выявленных связей его программ с зарубежными грантодателями».
Так что, если на выводы авторитетных экспертов обратят внимание «на самом верху», то есть надежда на то, что «место, где квартируют бесы», наконец-то прекратит своё существование. Или нет?