Он подвергся испытаниям от великого Тарасова, усмирил легенду Канады, взял золото СССР с ЦСКА. История Кутергина
Увлекательный путь.
Для обычного парня из Свердловска Виктор Кутергин построил невероятную карьеру. Воспитанник «Автомобилиста» выигрывал чемпионат СССР и пробовал свои силы в сильнейшей команде страны — ЦСКА. А еще забивал в ворота клуба НХЛ — «Филадельфия Флайерз». Sport24 рассказывает его историю.
Начало карьеры
Как только Виктору стукнуло 18, его сразу начали привлекать к команде мастеров «Автомобилиста». Но в большом хоккее перспективный форвард продержался недолго — всего через год его убрали из состава со скандалом. Руководители клуба использовали следующую формулировку — «его поведение разлагающе действовало на коллектив». Сам игрок задавался логичным вопросом — как он мог оказывать хоть какое-то влияние на команду, больше половины которой старше него в два раза? Вероятно, все дело в том, что Кутергин всегда говорил только правду и был неудобным хоккеистом для руководителей клуба. Поэтому его сослали в воинскую часть.
«Нет, когда пошли первые серьезные деньги, я, может, и повел себя в быту не совсем правильно, а кто-то за мной и потянулся… Зато один добрый человек дал мне настолько правильную сопроводительную записку, что на месте прибытия поначалу не разобрались и поселили меня, как хоккеиста, в офицерском общежитии, поставили на довольствие, и какое-то время я ничего не делал, а только ходил и посмеивался над теми, кто меня так наказал. Но потом приехала комиссия — и я поехал дальше…», — вспоминал нападающий в интервью.
Впрочем, в воинской части Виктор долго не пробыл. Поскольку как раз в то время началась Спартакиада Вооруженных Сил и его командировали в хоккейную команду. Которую, к слову, возглавлял бывший наставник ЦСКА и сборной СССР Анатолий Тарасов. Кутергин был наслышан о жестком нраве великого тренера и тщательно подготовился к встрече с ним. Например, он узнал, что любимое упражнение Анатолия Владимировича — кувырки. И специально тренировал их, чтобы проявить себя во всей красе. Однако первая же тренировка Виктора под руководством Тарасова закончилась конфузом. Когда легендарный специалист попросил Кутергина кувыркнуться, он споткнулся о кочку, потерял равновесие и сбил тренера с ног! Шокированный таким развитием событий Анатолий Владимирович разозлился и скомандовал подопечному выполнить знаменитое упражнение «Бей канадца» — то есть с разбегу ударить плечом дерево. Неподготовленный к подобным экзекуциям форвард далеко не сразу удовлетворил требования Тарасова. Бывший тренер ЦСКА отстал от Виктора только после того, как он разбил в кровь оба плеча.
«Вечером сидим с ребятами и я говорю: вот так завтра встанет Тарасов не с той ноги — и прикажет кому-нибудь головой об эту сосну биться — до сотрясения мозга. Пойдем лучше ее ночью спилим. Раздобыли пилу, но она скоро застряла в дереве, да так, что вытащить ее не удалось. И утром Анатолий Владимирович долго и внимательно смотрел на меня, но я сумел выдержать невинное лицо. А когда я уже закончил, Анатолий Владимирович не раз приезжал к нам как главный по «Золотой шайбе», я всегда отвозил его на кладбище, где похоронен его брат вместе с остальными разбившимися в авиакатастрофе игроками ВВС, он выпивал поминальную рюмку и говорил: «А ведь ты, Витя, был лучшим полуфабрикатом Советского Союза. Жаль, что почти не удалось с тобой поработать — уж я бы довел тебя до кондиции», — откровенничал форвард.
ЦСКА и Суперсерия против клубов НХЛ
Ссылка Кутергина в воинскую часть не могла длиться вечно. Отдав долг родине, в 1975 году Виктор присоединился к сильнейшей команде страны — московским армейцам. Все благодаря выдающемуся сезону в составе свердловского СКА.
«Но если не к Тарасову, то к Локтеву в ЦСКА я вскоре попал — очень хороший сезон у меня в СКА вышел, откуда ни брошу — все залетает. Бросок у меня, может, был и не самым сильным, зато точным. Это благодаря второму вратарю «Автомобилиста» Валерке Голдобину — меня, как самого молодого, отправляли его разминать перед игрой, и я должен был кидать ему строго в ловушку или блин — мы же тогда еще на открытых катках играли, и он боялся вспотеть и простудиться. «Бросай точней, а то «гитарой» по башке дам!». Мне не хотелось получить по голове вратарской клюшкой — вот я и старался, пока до автоматизма не дошло. И вот захожу я в первый раз в Москве в раздевалку, ребята посмотрели на мою экипировку: откуда ты, колхозник, такой взялся? И дали мне кто щитки, кто краги, а в нагруднике Володи Петрова я чуть не до конца карьеры играл», — вспоминал нападающий.
По признанию самого Кутергина, самым запоминающимся моментом в эпоху ЦСКА для него стала клубная Суперсерия 1975 года. Московским армейцам противостояли сильнейшие клубы НХЛ — «Рейнджерс», «Монреаль», «Бостон» и «Филадельфия». Виктору особенно удался матч против «Флайерз». Во-первых, в этой встрече он зарубился с легендарным Бобби Кларком, который на Суперсерии-1972 сломал Валерию Харламову лодыжку. Уроженец Свердловска оказался не из робкого десятка и разбил канадцу лоб до крови. А во-вторых, Кутергин в тот день стал единственным игроком ЦСКА, которому удалось отличиться.
Также не стоит забывать, что в единственном сезоне в составе сильнейшей команды страны Виктор добился наивысшего результата за всю карьеру — он стал чемпионом СССР. Но достичь чего-то большего вместе с ЦСКА Кутергину было не суждено — уже в 1976 году он покинул команду.
Уход из ЦСКА и возвращение в «Автомобилист»
Ближе к концу первого сезона в ЦСКА Виктор озаботился жилищным вопросом. У форварда появилась семья, поэтому он хотел получить квартиру от клуба. Но руководство московских армейцев не торопилось одаривать форварда жилплощадью. А инцидент, в который Кутергин угодил после вызова во вторую сборную СССР, и вовсе перечеркнул его карьеру в ЦСКА. Дело в том, что после одного из матчей главный тренер Николай Карпов разрешил игрокам выпить по кружечке пива в качестве расслабления. Но как признавался сам Виктор, останавливаться они не умели. Поэтому одной кружкой дело не ограничилось. В итоге все закончилось большой пьянкой, о которой сразу доложили наставнику ЦСКА Константину Локтеву. После чего всех провинившихся поставили в самый конец очереди на квартиры и машины. Тогда уроженец Свердловска понял, что ему нужно искать новую команду.
Предложений было достаточно. Кутергина звали в Воскресенск, Ригу и другие клубы. Но везде ему обещали дать жилье только со временем. Тогда на помощь пришел родной клуб Виктора — «Автомобилист».
«Развязался с армией, заехал домой родителей проведать, встретил начальника команды «Автомобилист» Владимира Филипповича Альфера, а он и говорит, что есть квартира, в которую можно вселяться хоть завтра, если он только сегодня ордер выбьет. Куда после такого предложения еще из дома было ехать? Вернулся — как не уходил никогда, но однажды приехали в Москву, удачно сыграли с «Динамо», и отлучился я вещи свои по друзьям пособирать. Вернулся позже положенного, меня собрались пропесочить — нельзя так вести себя перед игрой с ЦСКА, и я тогда сказал, что вообще играть не буду — это мои товарищи, не хочу против них выходить. Ах так, говорят — ну тогда мы тебя, Витя, дисквалифицируем. Кто «за» — поднимите руки. И это для меня был удар — люди, которых я на вокзале встречал, город показывал, маминым борщом угощал, в секунду от меня отвернулись. И такую «телегу» еще накатали… Выручил Роберт Дмитрич Черенков — позвал в Ижевск, пообещав выхлопотать амнистию. Я для этого даже кодирование фиктивное сделал — дескать, осознал-одумался. Но пить в действительности бросил — потому что когда ты выпиваешь, играя, это, в принципе, нормально, а вот пить и не играть — это неправильно», — говорил форвард.
Конец карьеры
После двух сезонов в Ижевске Кутергин снова вернулся в «Автомобилист». Где и завершил игровую карьеру. Виктор пробовал себя в роли тренера и даже возглавлял родной клуб на протяжении трех лет. Но в конце концов понял, что такая работа не для него — слишком уж много стресса. После этого чемпион СССР окончательно ушел из большого хоккея.