Один из 2 500. Как белгородец променял светлые коридоры госслужбы на тёмные шахты Яковлевского ГОКа
«Котёнок только поначалу боялся пылесоса»
— Руслан, расскажите, почему вы решили пойти в шахтёры?
— Это случилось три года назад, когда я решил полностью сменить профиль своей деятельности и попробовать себя в новом деле. Устроился работать на Яковлевский горно-обогатительный комбинат. О предприятии уже был наслышан и знал, что это стабильная организация, где ты можешь чувствовать себя уверенным в завтрашнем дне. Это немаловажно в нынешнее непростое время.
На комбинат меня приняли горнорабочим на участок. Благодаря техническому образованию позже я смог перевестись на должность машиниста подземных самоходных машин, а затем меня назначили бригадиром машинистов участка взрывных работ.
В 2025 году мой руководитель направил меня на обучение по программе «Подготовка линейных руководителей». После этого я получил квалификацию «Горный инженер» в Белгородском государственном технологическом университете имени Шухова и возможность дальнейшего карьерного роста. Сейчас я получаю третье высшее образование в губкинском филиале «Национального исследовательского технологического университета „МИСИС“» (Московский институт стали и сплавов — прим.Ф) по специальности «Горное дело». Хочу развиваться именно в этом направлении.
— Легко ли вам было перестроиться с предыдущей профессии на работу под землёй?
— Котёнок только поначалу боялся пылесоса... Конечно, шахта стала для меня чем-то совершенно новым и непривычным. Ведь до того, как прийти на ЯГОК, я на протяжении 12 лет служил в органах. Но в том и особенность, что шахтёром может стать каждый, вне зависимости от образования и предыдущей профессии человека.
Было бы желание и стремление. Здесь на предприятии всё расскажут и всему научат. Среди моих коллег есть специалисты из самых разных сфер — техники и гуманитарии, бывшие ветеринары и учителя, есть такие как я, кто пришёл из государственных структур. Более того, шахты привлекают не только молодёжь, но и людей в возрасте. И представьте себе, они тоже находят здесь работу. У нас очень широкий выбор деятельности — на каждом участке есть самые разные виды задач, которые нужно выполнять, поэтому каждый может выбрать для себя, чем ему заняться.
— Как родные и близкие отнеслись к вашему решению сменить профессию и пойти в шахтёры?
— Конечно, поначалу беспокоились, ведь в семье шахтёров до этого не было, и эта сфера оказалась совершенно новой не только для меня, но и для близких.
Но со временем все поняли, что при соблюдении требований безопасности в шахте мне ничего не угрожает, и домой я вернусь целым и невредимым. Так что сегодня семья, наоборот, поддерживает меня. Сын уже активно интересуется шахтёрским делом, хотя ему всего десять лет. Любит расспрашивать про геологию, где какие камушки можно добывать. Я даже не исключаю возможность того, что он может пойти по моим стопам.
— Первый спуск в шахту — это всегда волнительное событие, наполненное эмоциями. Помните, что почувствовали в тот момент?
— Мой первый спуск в шахту произошёл в ноябре 2022 года. До этого я ни разу не был под землёй. Через каждый метр спуска нарастало приятное волнение и чувство любопытства, очень хотелось взглянуть — а что же находится там, на глубине сотен метров. Под землёй было так необычно! Тёмные лабиринты шахт, подсвеченные специальными фонарями и оборудованием, шумы техники, перемешанные с громкими голосами работающих шахтёров, а ещё мерцающая руда. Помню, тогда у меня было море впечатлений.
В тот момент и зародился безумный интерес к шахтам и горному делу. Со временем я привык к работе под землёй и стал чувствовать себя там так же, как и на поверхности. Но свой первый визит в шахту я не забуду никогда!
— Как быстро разобрались в подземных маршрутах? Что делать, если заблудился в шахте?
— Всё это шахтёрские байки! Конечно, в шахтах никто не блуждает. Прежде чем спускать под землю, нас обучают и рассказывают, что делать и куда идти в случае возникновения непредвиденной ситуации.
Найти «золото дураков» и продвинуться по карьерной лестнице
— Руслан, чем сейчас занимаетесь на ЯГОКе?
— В данный момент я занимаю должность горного мастера — контролирую процесс производства взрывных работ, занимаюсь организацией всего процесса производства от принятия заявок на взрывные работы до окончания самих работ. Также делаю анализы произведённых взрывов, составляю отчёты, веду документацию.
Но свою карьеру на ЯГОКе я начинал с самого низа. Постепенно благодаря своим качественным характеристикам и поддержке со стороны руководителя поднимался на ступеньку выше. Делать это на нашем предприятии несложно: если ты ответственный сотрудник, заинтересованный в развитии, руководство тебя поддержит. В прошлом году на торжественном мероприятии мне даже вручили благодарственное письмо от организации. Так что у нас всегда есть стимул к саморазвитию.
— Руслан, вы уже три года работаете шахтёром. Что нравится в этой профессии?
— Каждый день мы выполняем комплексные задачи, которые перед нами ставит руководство, тем самым развивая наше общее дело, улучшая деятельность участка и, как следствие, предприятия. При этом можно получить не только позитивный фидбек от начальства, но и реальное продвижение по карьерной лестнице.
Плюсом я постоянно повышаю уровень своей квалификации, знакомлюсь с новыми людьми, расширяю горизонты общения. Коммуницировать приходится много как с коллегами-шахтёрами, так и с начальством. Люди у нас работают отзывчивые, всегда присутствует конструктивный диалог, благодаря которому можно подтянуть свои знания, понять, что где скорректировать в деятельности участка, минимизировав потери. Со всеми находим общий язык, действуем в команде, а по-другому здесь и нельзя...
Кстати, шахта — это однозначно место для любознательных. Попав на ГОК, я заинтересовался геологией. Здесь мы часто можно встретить красивые переливающиеся минералы, которых просто так на поверхности земли не увидишь. Например, чаще всего камушки золотистого цвета, которые называют «золотом дураков». Это народное название минерала пирит, который часто путают с золотом из-за его золотисто-жёлтого цвета и металлического блеска. Вот так!
«Среди шахтёров слабых людей нет»
— Шахтёр — профессия увлекательная и непростая вместе с тем . С какими трудностями сталкиваетесь в ежедневной работе?
— Пожалуй, основная сложность нашей работы заключается в тяжёлых физических нагрузках. Именно поэтому в нашей профессии слабых людей нет. Если нам поставили задачу, мы её выполняем. В самом процессе работы трудности иногда возникают, но не критичные. Вообще я считаю, что любые сложности делают нас только сильнее и укрепляют характер.
Шахта — это не детский сад, это опасное производство. Здесь твоя жизнь и безопасность зависят только от тебя самого, и надеяться на случай никогда не стоит. Но благодаря тому, что мы соблюдаем все требования техники безопасности и охраны труда, все всплывающие проблемы решаются в оперативном порядке.
— Мы уже выяснили, что работа в шахте — тяжёлый физический труд. Как отдыхаете и восстанавливаетесь после него?
— На мой взгляд, лучший способ прийти в себя после таких физических нагрузок — это активный отдых. Мы с семьёй любим заниматься спортом, выезжаем на велопрогулки, с детьми частенько гоняем в футбол или хоккей. Это стало проще после смены графика работы в 2023 году на более лояльный к сотрудникам — теперь мы трудимся два дня в дневную смену, затем выходной, после чего работаем два дня в ночную смену, а там уже и три выходных. Так что сейчас у шахтёров появилось намного больше возможностей отдыхать и полноценно восстанавливать силы, проводя время дома с семьёй.
А ещё так как мы работаем в непростое время, руководство старается дополнительно поддерживать сотрудников — предоставляет дополнительные материальные выплаты и осуществляет поддержку социального характера. К этим мерам я отношу организацию горячего питания в шахте, санаторно-курортное лечение для работников и для членов их семей, для деток — оздоровительные и развлекательные летние лагеря, а ещё конкурсы, утренники, праздники, которые организовывают на территории рудника и за его пределами. Это тоже во многом облегчает нашу работу — мы — большая семья Яковлевского ГОКа — чувствуем поддержку и уверенность в завтрашнем дне.
gallery-3638-full