Без меня меня лечили
Второй диспансеризацией занимаются прокуратура и Следственный комитет. Новости тоже сыплются отовсюду. Схема одна: массовые приписки. За фиктивные, выполненные лишь на бумаге осмотры и анализы лечебные учреждения получают оплату. Порой — даже премии. Вот в Чите сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества. Один гражданин за два с половиной года умудрился пройти диспансеризацию семь раз! Сам, правда, узнал об этом совершенно случайно. Калининград, Мурманск, Ивановская и Астраханская области — адреса, где в последнее время выявлены приписки, где поликлиники делали деньги из воздуха. Причем специалисты уверены, что это лишь верхушка айсберга. А массовые приписки носят столь же массовый характер.
И вот эти две столь разные картины мира надо как-то совмещать. Потому что диспансеризация у нас все-таки одна. Поневоле закрадывается мысль, что неслучайно, наверное, больше никто в мире не пошел по пути поголовного медосмотра всего населения. Эта идея прекрасна теоретически, но ее практическая реализация чревата множеством проблем. Если в Москве диспансеризация проводится по правилам, то в регионах такой возможности зачастую просто нет — не хватает врачей и финансов. Как известно, законом предусмотрен один оплачиваемый день для прохождения диспансеризации. «Народный фронт» собрал обращения граждан и выяснил, что многим не удается пройти ее и за два дня. Но хуже другое. Зачастую пациентов направляют лишь на самые банальные исследования: измерение роста, веса, артериального давления, на флюорографию и электрокардиографию. А вот анализы крови на онкомаркеры, входящие в программу первого этапа диспансеризации, могут и не взять. Какова реальная ценность такого обследования? Недавно вице-президент Всероссийского союза страховщиков Роман Щеглеватых привел шокирующие цифры. Анализ медицинской документации 556 тысяч пациентов показал: у 10,3 тысячи из них в течение года после диспансеризации выявлена онкология. А тогда врачи ничего не нашли. Зато поставили галочку: все осмотрены, можно отчитываться.
Иногда кажется, что диспансеризация проводится ради самой себя. Поток пациентов не дает врачам внимательно относиться к жалобам. Даже когда заподозрят патологию, больных не направляют на углубленное обследование. Им даже могут не сообщить результаты. Приходится записываться к врачу в будний день (все перечисленное — из доклада «Народного фронта»).
Между тем каждый год приносит новые рекорды. Если верить статистике, в 2024-м диспансеризацию и профосмотры прошли более 82 миллионов взрослых и 27 миллионов детей. Это почти 75 процентов населения России. А ведь многие люди ненавидят ходить по врачам, их в поликлинику калачом не заманишь. Но доктор должен выполнять нереалистичный план по диспансеризации, иначе его лишат части зарплаты. Его толкает на приписки сама система.
Может, не стоит заниматься самообманом и пытаться объять необъятное? Отменить план и сосредоточить внимание и финансы на углубленном обследовании тех, кто идет в поликлинику по доброй воле? Да хотя бы гарантировать всем желающим возможность сдать бесплатные анализы на те же онкомаркеры. По всей стране, без очередей и прочих заморочек. Лучше обследовать одного человека, но хорошо, чем двух — чисто для галочки.