Свободу зодчему! Как поставить творчество на бизнес-рельсы и не убить
Как отмечают организаторы HR-шоу «Архитектурный кастинг», состоявшегося в рамках Дня архитектора в Москве, преобладающий тренд, на который сегодня ориентируются в своих самопрезентациях молодые архитекторы, — это сочетание расслабленности, уверенности в себе, глубинного понимания мультидисциплинарной основы своей профессии, а также гармоничный баланс между смелостью, тактичностью и открытостью к новым вводным от работодателя. И такой подход работает. Практика показывает: работодатели в итоге оценивают не только квалификационные навыки, но и личность специалиста, его искренность, индивидуальность.
Исполнительный директор компании IND Наталия Мутракова отмечает важность обучения и повышения квалификации на основе новейших технологий: «65 наших штатных программистов создали уникальную LMS-платформу с интеграцией ChatGPT. Это колоссальная инвестиция, но мы верим в этот проект, и делиться знаниями — наша философия».
«Что касается организационной модели управления и работы с бизнес-процессами, у нас как у самурая: нет конечной цели, есть только путь. Наш опыт — некий бесконечный процесс тестирования гипотез и их опровержения», — признается руководитель Архбюро T+T Architects Сергей Труханов. Бюро для управления продажами разработало собственную CRM-систему, а для контроля исполнения задач применяет стандартный task-трекер.
Простой и эффективный кейс по обеспечению оперативной реакции сотрудников на поставленные работодателем задачи предложил глава архитектурного бюро «Маликов плюс партнеры» Никита Маликов: «Российский архитектор любит свободу и не хочет, чтобы им управляли. У нас нет CRM — только мессенджеры, традиционный набор утренних задач и обязательное правило: 15 минут на ответ. Возможно, коллега живет и работает у моря, привык плавать после обеда — мы рады за него, главное, он должен быть на связи».
Если же компания придерживается более строгой производственной дисциплины, ей неизбежно придется столкнуться с опозданиями. Как с ними бороться и нужно ли? По мнению директора бюро Wowhaus Анны Ищенко, здесь надо не купировать симптом, а лечить само заболевание: «На мой взгляд, отдельно сражаться с опозданиями — бессмысленно; нужно разобраться с истинной причиной, почему человек пренебрегает режимом работы?»
Как и в других видах бизнеса, архитектурно-проектным компаниям для достижения экономического успеха нужно выстроить партнерские принципы работы внутри компании и теплые отношения с постоянными клиентами. «Мы не то чтобы занимаемся продажами. Мы общаемся и внутри компании, и с нашими заказчиками. Конечно, мы взаимодействуем и отрабатываем запросы на коммерческие предложения, знакомимся, иногда ездим в гости. Но это максимум того, что мы делаем», — признается генеральный директор архитектурной дизайн-студии GAFA Антон Тафийчук.
Никита Маликов исповедует тоже мягкую, но более активную тактику продаж: «Наши архитекторы — как вирусы: приходят на форумы и выставки девелоперов, заражают всех своими идеями, а потом получают премии за привлеченные заказы. В среднем, из 20 контактов до переговоров доводим 10, до закрытого оплачиваемого проекта — один».
Основатель новосибирской компании «2ПБ» Евгений Кочетов уверен: в основе максимальной экономической эффективности лежат уважение и внимание к рядовому исполнителю. По его опыту, именно такое уважение и внимание обеспечивает редкая организационно-правовая форма — проектная артель (производственно-хозяйственный кооператив).
«В артели, в сравнении с привычными организационными схемами, власть как бы перевернута: главными людьми здесь становятся исполнители, в нашем случае — рядовые архитекторы, проектировщики, потому что они делают основную работу, которую организация продает на рынке», — считает Евгений Кочетов.
По его словам, главные договоры подписываются всеми членами артели. И не только основатели и руководители артели могут увольнять сотрудников, но и сотрудники через общее собрание вправе уволить «начальников», причем уволить очень просто: достаточно обеспечить кворум (не менее 2/3 участников) и получить простое большинство голосов. И это задает совсем другой тон, совсем другой драйв отношениям в архитектурном коллективе.
«Понимаете, многочисленные ООО — это маленькие модели авторитарного государства с оторванной от народа властью, когда государство становится своеобразной остроконечной пирамидой, объединяющей множество маленьких остроконечных пирамид, становится «острым». А можно строить государство иначе — как сферу, образуемую множеством развивающихся горизонтально мелких ячеек — свободных артелей. Это будет «круглое» государство», — резюмирует Евгений Кочетов.