По следу «лицедея» и мецената Кехмана идут 200 силовиков в разных городах страны
Известный бизнесмен, деятель культуры, не раз отмеченный наградами, подозревается в многолетнем крупном мошенничестве
Медийная личность Владимир Кехман, худрук Михайловского театра Петербурга и глава культурного фонда Северной столицы, он же с 2021 г. гендиректор московского МХАТ им. Горького, а также известный далеко за пределами Петербурга бизнесмен, был доставлен вчера в Следственный комитет РФ.
Это случилось практически сразу после его возвращения из-за границы, где он, по некоторым данным, проходил лечение, и после обысков, прошедших у него дома, в офисах и в театрах, к которым имеет прямое отношение.
Известно, что оперативно-розыскные мероприятия проходили одновременно в нескольких регионах РФ, так или иначе связанных с деятельностью Кехмана. Задействовано в них было более 200 силовиков из разных ведомств РФ, включая Главное управление экономической безопасности МВД.
До окончания этих действий их причина не называлась. Известно было лишь, что она может быть связана с контрактом на ремонт сцены МХАТ.
Речь идет о сумме 44,9 млн. рублей. Но больших контрактов у Владимира Абрамовича несколько, далеко не один этот. Как и кредитов. Практически вся его деятельность, включая предпринимательскую, одни сплошные займы. И всегда многомиллионные.
Петербуржцам он, уроженец Куйбышева (ныне Самара), выпускник местного пединститута, известен как «банановый король». Заявил о себе в начале голодных 1990-х, поставляя в город на Неве импортные фрукты.
Тогда они ещё считались у нас экзотикой, и были очень недешевы. На чём, видимо, и заработал свой начальный, окутанный разными слухами, капитал. Кехмана уже тогда считали причастным к мошенничеству в особо крупных размерах.
Спустя несколько лет — снова подозрение в использовании жульнических схем. Уголовное расследование тянулось несколько лет одновременно в России и Великобритании, где суд признал компанию Кехмана банкротом, а его самого счёл причастным к мошенничеству с кредитами, оформленными обманным путем.
Плюс фальсификация документов. Претензии к нему кредиторов составили тогда более 18 миллиардов рублей.
Но в итоге и тут как-то утряслось. В 2017 году в РФ уголовное дело прекратили за истечением срока давности. А Высокий суд Лондона в 2018 году признал-таки его виновным в обмане банка при получении кредитов. На чём всё и успокоилось. А сам бизнесмен, пока шли разбирательства, стал гендиректором Михайловского театра Северной столицы.
Он отремонтировал его на собственные деньги (назывались суммы от 20 до 500 млн. рублей). Стал приглашать известных исполнителей, дирижеров, постановщиков. Но большей частью его бурная театральная деятельность известна скандалами и эпатажем, похожим скорее на самодурство.
С артистами, равно как и с искусствоведами, журналистами он не церемонится. Одно «неправильное» слово и актер вынужден был искать другое место работы. С прессой проще — приглашения на спектакль и возможность написать объективную рецензию получали главным образом проверенные на лояльность… блогеры.
Так же и с теми, кого он зовет в театр на высокие должности. Как было с Еленой Образцовой в самом начале его директорства, согласившейся было поработать с ним, но очень быстро уволившейся.
«Атмосфера не театральная», — констатировала великая оперная дива, когда я позвонила ей узнать подробности. Она стала в этом смысле первой, но далеко не последней.
Не часто, точнее, очень редко попадают в этот некогда популярный театр необремененные капиталом граждане. Цены на билеты не премьерных, не праздничных, не с участием «звезд» спектаклей — рекордные для РФ.
Нынешним июлем, к примеру, на балет «Лебединое озеро» — от 6300 на 3-м ярусе до 64 тыс. рублей. На «Кармен» от 16 тыс. до 160 тыс. Из общедоступного Михайловский стал элитарным. Труппе от этих цен — копейки.
«Нам платят не больше, чем каждый стоит на рынке, как бы ты не выступил», — сетуют они на жесткие требования Владимира Кехмана, ныне там худрука. — Стоимость каждого он определяет сам, в зависимости от личных симпатий". Мол, просто бизнес!
В Петербурге мнения о нём противоречивые. И высказывают их преимущественно анонимно. Коллега с федерального телеканала, говоря о нём, как об «очень сомнительном человеке, который в любой момент может „кинуть“, еще и обвинить в чем-нибудь», настойчиво просил не называть его имени. Другой, пишущий о культуре, восхищается его управленческой хваткой: «В Михайловском звезд будет скоро больше, чем в Большом театре, перекупит!».
Актеры «доронинского» МХАТ кланяются ему в пояс: сохранил, как и обещал, их театр. А саму Татьяну Васильевну, оставившую сцену, не забывает в её уединении. При этом просят об анонимности, мол, мало ли что…
Благотворительность Кехмана известна. Он помогает фондам борьбы с онкологией. Люди знающие говорят, что финансировал также исследования новых методов лечения этого недуга. У него есть государственные и религиозные награды «за вклад в культуру».
Однако и «финансовых историй» с криминальным уклоном набралось более чем достаточно.
В минувшую среду Владимира Кехмана доставили в СК как свидетеля. Интерес силовиков пока только к компаниям, которые были подрядчиками ремонта во МХАТ на Тверском бульваре Москвы.
57-летнему Кехману, по данным на утро четверга, по сообщениям СМИ, предъявляют обвинение по части 4-й статьи 160 УК РФ — растрата в особо крупном размере. Принято решение, что после всех оперативных процедур он сможет покинуть СК под подписку о невыезде.