Главные новости Нижнеудинска
Нижнеудинск
Ноябрь
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29
30

Любовь и мужество: история сильной женщины

80-летие Великой Победы.Мы продолжаем публиковать материалы, связанные с Великой Отечественной войной, газета “Магнитогорский рабочий”.

Это история любви во время самой жестокой и кровопролитной войны, рассказ о том, какие сильные и отважные женщины жили в то время. Воспоминания Анны Федоровны Шаповаловой-Лыковой, Ивана Дмитриевича Лыкова, их сына и снохи записаны сестрой моей бабушки Екатериной Лыковой и переданы мне для публикации.

Довоенная биография

Анна Лыкова (Шаповалова) родилась 15 декабря 1919 года. Отец – Федор Шаповалов, мать – Мария Шаповалова (Бабенко). Место рождения: Макинский район Казахстанской АССР, деревня Ивановка. Дети Шаповаловых: Анна, Иван, Михаил, Николай, Шура, Тамара.

Жили в Башкирии, в селе Михайловка, в Уфе. Анну воспитывал не родной отец, а Федот Гончаров, бондарь, пчеловод, очень талантливый, жесткий, мастеровитый. Жили безбедно, умели делать все сами.

Анна Федоровна окончила курсы медсестер, работала в Шемякинской больнице c 1938 по 1941 годы в качестве медицинской сестры. Военный билет ей выдан 10 сентября 1940 года. Военную присягу приняла 18 августа 1941 года.
Медаль «За победу над Германией» вручена 9 марта 1946 года.

В годы Великой Отечественной войны трудилась старшей хирургической
сестрой военного госпиталя Иркутска. Там и познакомилась с Иваном Дмитриевичем, который попал в госпиталь в 1943 году.

Иван Лыков родился 9 сентября 1911 года. Запись по Шерьинскому сельсовету: «Деревня Старичата, Нытвинский, Молотовский район, Шерьинский сельсовет. Отец –Дмитрий Савельевич, мать – Александра Васильевна».

Единственная, о ком Иван Дмитриевич всегда говорил с нежностью, – бабушка, которая его воспитала, поскольку родители рано умерли от тифа. Умирая, бабушка повесила на шею Ване, которому было лет семь, мешочек с золотыми монетами, строго наказав не отдавать эти деньги старшим братьям. Братья, конечно, обманом выманили монетки, купив Ивану за это фуражку с блестящим козырьком и гармошку. А его самого сдали в детский дом. Иван Дмитриевич не простил братьям такого предательства и никогда даже не вспоминал о них, по крайней мере, не говорил. Это была запретная тема. Ивана Лыкова воспитало государство, он получил образование: до войны окончил техникум по специальности вальцовщик-петельщик.

Со слов сына, Владимира Лыкова, служил Иван Дмитриевич на границе в Белоруссии. Довелось ему воевать и в Советско-финскую войну. Он очень не любил говорить о ней.

Одной крови

Два этих человека с непростой судьбой познакомились в госпитале при совсем не приятных обстоятельствах. Вот как это было.

Пришел очередной эшелон с ранеными военными. Выгружали прямо из вагонов, и хирург (или начальник госпиталя) давал команду, кого в первую очередь отправлять в операционную.

Через некоторое время всех военных «рассортировали», но один молодой солдатик, забинтованный с ног до головы, как кукла, остался лежать почти без признаков жизни. При нем не оказалось документов, только погоны старшего лейтенанта на гимнастерке. Это и был Иван
Лыков.

Анна Федоровна спросила у доктора:
– Почему этого солдата оставили?
Тот ответил:
– Безнадежен. Большая потеря крови!
Анне Федоровне стало жаль молодого парня, у которого из-под окровавленных бинтов выбивалась прядь волнистых волос:
– А что его спасет?
– Только прямое переливание крови, – объяснил врач.

Солдату ввели какой-то препарат, и доктор сказал, что ему пора в операционную. Прооперировав всех раненых, хирург вышел из палаты, подошел к лежащему без сознания бойцу и крикнул медсестре:
– Аннушка, а ведь он жив!
– Какая группа крови? –
спросила Анна.
– Первая, Анечка, первая. Но тебе нельзя, ты ведь вчера кровь сдавала! – Ой, жалко парня, уж очень волос красивый. Я вытерплю! – сказала девушка и легла на кушетку рядом с парнем, которого уже уложили санитары.

Во время переливания крови Анна потеряла сознание, потому что накануне уже пожертвовала кровь для другого раненого. Но молодой организм медсестры справился. Он боролся, он должен был жить!

Ивану Лыкову доктор сказал, что тот жизнью обязан медсестре Аннушке – так ее все звали. Старшего лейтенанта врачи буквально «собрали по косточкам»: раздроблена была левая нога, правой досталось чуть меньше.

Молодой, красивый парень, прикованный к постели, оказывал знаки внимания медсестре Аннушке. Например, сидя в инвалидной коляске, играл на гитаре, пел. Возле него всегда толпились и выздоравливающие, и сотрудники госпиталя.

Через некоторое время старший лейтенант уже ходил по госпиталю на костылях. Умудрялся даже организовывать рыбалку, чтоб устраивать пикники. Дрогнуло сердце молодой девушки. Иван любил говорить: «Чтобы девушка взгрустнула, это надо заслужить!»

Порядочный и надежный

После окончания войны Иван и Анна поженились. Жили в городе Нижнеудинске, там в 1944 году родился сын Володя.

В 1945 году переехали в город Черемхово, где Иван Дмитриевич продолжил служить в органах госбезопасности. Ранение давало о себе знать.

В 1947 году родилась дочь Людмила.

В 1948 году семья переехала в город Суслово Бирского района. Здесь родилась дочь Татьяна, а Иван Лыков по направлению компартии, в которой состоял, получил должность председателя сельского совета.

В 1954 году Ивана Дмитриевича направили в Башкирию, назначили директором Кулукасовской мельницы в Абзелиловском районе. На этой мельнице побывал писатель Николай Воронов, чье творчество тесно связано с Магнитогорском, подарил семье Лыковых книгу «Бунт женщины», в которой прототипом одной из героинь является Анна Федоровна. К сожалению, до наших дней книга не сохранилась.

Дети Лыковых учились: Володя – в городе, Люда – в селе Аскарово, Таня – в селе, где жила с родителями.

Примерно в 1959 году семья переехала в Магнитогорск. В городе металлургов Иван Дмитриевич работал завхозом в школе-интернате №3, а позже – заместителем директора в Доме престарелых, где получил служебное жилье.

– Это был очень порядочный, надежный, до мозга костей государственный человек. Он умер в 1980 году. Я, сноха, знала Ивана Дмитриевича с 1968 года, никогда не слышала в доме бранного слова, не произносил он резких, режущих фраз. Самым ругательным было «японский городовой», если Иван Дмитриевич произносил эту фразу, значит, «довели» деда. Он так и прожил всю свою жизнь с открытой раной левой ноги, которая воспалялась до нарывов, а температура тела поднималась до 40 градусов. И выходили из этой ранки мелкие косточки. На некоторое время боль отступала, а позже возвращалась, и все повторялось снова – с болью и температурой. Но мы никогда не слышали жалоб от него. Мой свекор всегда был душой любой компании. О войне и о себе никогда не говорил, не любил. А фильмы о войне смотреть не мог, чаще всего во время их показа по телевизору вставал и уходил молча на кухню. В редкие моменты, когда все же оставался, смотрел кино со слезами на глазах, – вспоминает сноха Ивана Лыкова Екатерина.

Иван Дмитриевич не умел кривить душой, никогда никому не прощал подлость и предательство. Органически не переносил ложь. Любил повторять: «Да, это горькая, но правда!» Служил в органах госбезопасности, эталоном для подражания считал «маршала Победы» Георгия Жукова.

– Иван Дмитриевич очень любил внука Антона, его последними словами было обращение к жене: «Анна, так хочется Антошу увидеть взрослым». После этих слов он уже в себя не пришел. Не удалось увидеть взрослых внуков… Антоше было 10 лет. Мы о войне все знаем понаслышке, но наша память жива, мы помним о наших отцах, дедах, прадедах… Жаль, что не сохранились документы военных лет Ивана Дмитриевича. Это все написано по воспоминаниям. Бывая на кладбище, всегда
думаю о том, что мы многого не знаем о нем,
– добавляет Екатерина.

«Всегда рядом с нами»

Анна Федоровна была главой семьи. Муж – инвалид, все хозяйство и бытовые заботы оказались на ней.

– Очаровательная женщина, очень сильная, красивая, изящная во всем, от одежды до поступков. Это она меня научила делать все с душой. Когда Антоше было года три, произошел такой случай. У подъезда стояло ведро из-под мусора, и соседка обратилась к Антону: «Скажи бабушке, она, наверное, ведро забыла». А он ответил: «У моей бабушки ведро не может быть грязным!» Анна Федоровна была мне большим другом. Ее любимое выражение: «Да не бойся ты дел и забот, пусть они тебя боятся!» Лыковы жили в деревне, Аннушка косила сено, колола дрова, вела хозяйство, шила одежду детям, вязала, пряла, лечила сельчан. Это о ней известные строки Некрасова: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», – продолжает Екатерина.

Когда семья Лыковых жила в Башкирии, а сын Володя учился в Магнитогорске, Анна пешком ходила к нему из
Аскарово.

Такими же сильными, трудолюбивыми и не боящимися любого дела Анна Федоровна вырастила своих детей и внучку.

– Володя умел все. Не было ни одного дела, которое он не мог выполнить. Играл на музыкальных инструментах, хотя никогда не учился в музыкальной школе, шил, вязал, строил, мог починить любой прибор. Доброта и гуманность матери передались Володе. Ходили в гости к друзьям и знакомым, кто-нибудь мог упомянуть, что сломалась стиральная машинка или холодильник. Володя как был в белой рубашке, в светлом костюме, невзирая на то, что испачкается, вставал из-за праздничного стола и шел чинить прибор. Когда ездили в деревню, люди в очереди выстраивались, чтобы Вова помог им, – делится воспоминаниями Екатерина.

Внучка появилась на свет, когда Анне Федоровне было 47 лет. Так получилось, что обязанности по воспитанию девочки легли на плечи бабушки.

Я очень ее любила, не проходит и дня, чтобы я не вспоминала о ней с теплотой. Бабушка Аня научила меня всему, что умела сама: шить, готовить, ремонтировать что-то. С бабушкой никогда не было скучно, она любила рассказывать истории, – вспоминает Марина Легенько.

Умение увлечь и найти общий язык со всеми отметила и Екатерина Лыкова:

Анна Федоровна всегда оставалась молода душой. Она в любом возрасте была с нами рядом, по взглядам, по духу, по делам. У нас не было чувства, что с нами рядом живет старуха. Она ей никогда не была. Всегда опрятная, чистенькая, приветливая, глаза всегда светились добротой.

В подтверждение этому Екатерина Александровна привела примеры из жизни:

– Аннушка любила читать книги. Лет в 80 прочитала какой-то любовный романчик и говорит мне: «Если б я знала, что так нужно любить мужчину, разве б я так с мужем прожила!» А мы все еще посмеялись.

В 83 года Анна Федоровна пешком дошла от проспекта Металлургов, где жила, до сада Екатерины и Владимира Лыковых, который располагается за вокзалом.

Ехать на общественном транспорте, в такси не могла – ноги не поднимались так высоко, чтобы войти в салон, а по ровному идти могла. Поставила себе цель: «Дойду». Дошла! Это же сколько сил у того поколения! – говорит Екатерина.

Анны Лыковой не стало в 85 лет, но память о ней и ее жизни до сих пор живет в умах и сердцах ее близких. Вот текст одной из подписанных рукой Анны Федоровны открыток:

«Дорогой мой сынок, Катя, Антоша, поздравляю вашу семью с юбилеем Володи. Желаю вам, мои дорогие детки, крепкого здоровья, семейного счастья. Всего-всего хорошего на пути вашей цветущей жизни. Пусть всегда над вами светит яркое солнце. Пусть будет долговечный мир на всей планете мира. Любите себя и нашу цветущую Родину!
Мама.VI. 80 г.»

– Вдумайтесь в слова эти… Сколько любви… Это она всегда говорила о том, что никто никому ничего не должен. Хотите жить красиво – создавайте сами себе эту красоту! Живите просто и красиво! Трудитесь, и все у вас будет, – говорит Екатерина.

Эта запись Любовь и мужество: история сильной женщины первой появилась на сайте Магнитогорск.














Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *