Валерия Тонкошкурова: «Мы реализуем единую стратегию нашей страны — достижение технологического суверенитета»
Фото: «ФедералПресс»
Российские технологии в сфере здравоохранения продолжают развиваться: ежегодно появляются новые разработки, усиливается курс на импортонезависимость в производстве медизделий. О ключевых направлениях и перспективах отрасли в интервью «ФедералПресс» рассказала директор по развитию медицинских проектов холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех Валерия Тонкошкурова.
— Расскажите, какие медицинские продукты сегодня изготавливает холдинг «Швабе» и какие из направлений сейчас являются приоритетными?
— Для Госкорпорации Ростех, в которую входит холдинговая компания «Швабе», медицинское приборостроение является одним из приоритетных направлений деятельности. Такие области медицины, как анестезиология, реаниматология, кардиореанимация и неонатальное оборудование, офтальмология, гинекология, урология, актуальны для наших предприятий. «Швабе» является крупнейшим оптическим холдингом страны и лидером по производству оптических изделий, поэтому нашим предприятиям близки компетенции по производству офтальмологического оборудования.
Если говорить о номенклатуре, она очень широка и включает в себя и кольпоскопы — оборудование для гинекологии, всевозможные виды офтальмологического оборудования: щелевые лампы, налобные бинокулярные офтальмоскопы, медицинские лупы, микроскопы; оборудование для анестезиологии и реанимации — наркозно-дыхательные аппараты, аппараты искусственной вентиляции легких и многое другое.
— Какие разработки вы считаете ключевыми, прорывными в текущем году?
— Прежде всего, надо сказать о нашем аппарате для респираторной поддержки дыхания новорожденных — Reanimon. Он позволяет проводить дыхательную терапию, кратковременную инвазивную и неинвазивную вентиляцию легких через Т-образный коннектор. Прибор удобен для транспортировки и может быть использован как в экстренной ситуации, так и для длительного мониторинга пациента.
Еще хотелось бы упомянуть анализатор индивидуальной нормы внутриглазного давления, который является примером успешной кооперации между медицинским сообществом и нашим предприятием — Загорским оптико-механическим заводом.
Изделие выполняет предиктивную функцию и ориентировано именно на пациента, то есть позволяет определить индивидуальную норму внутриглазного давления у конкретного пациента и заранее определить, будет ли у него такое заболевание, как глаукома. Помимо этого, с помощью данного оборудования мы можем предсказать, как поведет себя назначаемая терапия применительно к конкретному пациенту.
Также среди последних разработок — новая версия автоматического наружного дефибриллятора АНД-25, который благодаря своим дополнительным подсказкам позволяет увеличить выживаемость пациентов на 30-40%. Проект реализован нашим Уральским оптико-механическим заводом.
— С какими трудностями вы сталкиваетесь, выводя новые продукты на рынок в условиях санкций?
— Наши предприятия довольно давно присутствуют на отечественном рынке здравоохранения, некоторые выпускают медицинскую продукцию с 1980-х годов, поэтому сказать, что мы сталкиваемся с очень сильными вызовами, наверное, нельзя. Мы работаем и с органами власти, которые отвечают за вывод продукции, сертификацию, получение регистрационных удостоверений, налажена кооперация с медицинским сообществом. Конкурируем с серьезными зарубежными производителями и стараемся соответствовать и даже превосходить их, в том числе по эргономике, промышленному дизайну. Но это плановая работа, которую мы проводим. Текущая работа, без серьезных вызовов.
— Расскажите о стратегических планах медицинского направления «Швабе» на ближайшие годы.
— Если говорить о государственных масштабах, то мы реализуем единую стратегию нашей страны — достижение технологического суверенитета. То есть работаем таким образом, чтобы наши врачи и пациенты не оказались в ситуации, когда в наличии нет критически важного оборудования — расходных материалов, медицинских приборов.
Перед нами стоит задача пересмотреть свои технологические аспекты в сторону импортозамещения, выстроить более комфортные кооперационные цепочки и модернизировать оборудование с точки зрения промышленного дизайна, эргономики, чтобы это было красиво, удобно и комфортно для пользователей.
Например, мы производим неонатальное оборудование, которое устанавливается в детских реанимационных палатах. Если каждый прибор будет сильно шуметь, это будет доставлять дискомфорт и персоналу, и детям. Нам нужно решать в том числе и такие вопросы.
Помимо этого, перед нами стоит задача инновационного развития. Мы анализируем существующие тренды в медицине, чтобы уже сейчас реализовывать технические заделы на будущее: что будет востребовано, условно, через десять лет. То есть думаем вперед.
— Говоря о будущем, насколько остро сейчас в холдинге стоит вопрос импортозамещения и импортонезависимости? И как вы решаете эту задачу?
— Вопрос импортозамещения сейчас остро стоит перед всей страной. Мы проанализировали, какие комплектующие входят в наши медицинские приборы, чтобы найти аналоги на отечественном рынке, ставим перед собой задачу разрабатывать крупные узлы. Кроме того, есть такой инструмент, как локализация медицинской техники, когда мы работаем с зарубежными партнерами, развивая международное сотрудничество, чтобы повысить свои компетенции.
Помимо этого, я бы хотела упомянуть укрепившееся в последнее время сотрудничество наших разработчиков с ведущими вузами страны. На практике наблюдается тенденция, когда и медицинское сообщество, и научное охотно идут на сотрудничество с производителями с целью возобновить и развить утраченные компетенции. Медицинское приборостроение — это же не одно узкое научное направление, а целый конгломерат: оптика, лазеры, материаловедение и много-много всего. Поэтому мы даже на этапе разработки стараемся кооперироваться, чтобы вместе проводить научно-исследовательские работы, вести поиск технологий. Интересная работа.
— А какие научно-технологические исследования лежат в основе медицинского направления «Швабе»? И на какие исследования сейчас делаете основной упор?
— Очень хороший вопрос. Как я уже говорила, в одном приборе сосредоточено много различных направлений. То есть в одном проекте могут быть затронуты вопросы материаловедения, химии и оптики.
Например, на данный момент мы ведем работу над аппаратом «ДИАТЕР-М» Новосибирского приборостроительного завода и сосредоточены на том, чтобы довести нашу разработку в области онкологии до эффективного клинического применения. Это оборудование позволяет неинвазивно, то есть без повреждения здоровых человеческих тканей, высокочастотным ультразвуком удалять новообразования молочной железы. Мы тесно взаимодействуем с онкологами, доводим до того, чтобы у врачей была в руках методология для разных диагнозов, поскольку онкология молочной железы включает в себя определенное количество диагнозов, и нам нужно отработать методику. Мы сейчас делаем это вместе с Институтом кластерной онкологии Сеченовского университета.
Другая серьезная работа — оборудование для дистанционной литотрипсии. Это тоже неинвазивное лечение мочекаменной болезни. У нас в стране оборудования такого уровня ранее не было. Мы получили регистрационное удостоверение и сейчас в кооперации с врачами отрабатываем в клинической практике для достижения максимального качества, безопасности и комфорта для врачей и пациентов.
Есть еще интересная, но, наверное, больше сервисная модель, проводимая совместно с Сеченовским университетом, — проект по персонализированным медицинским помощникам. Это оборудование, которое может длительно снимать аналог третьего отведения ЭКГ, что позволит врачам получить ценную информацию, выявить пациентов, у которых нет активной симптоматики, предсказать возможное нарушение ритма и назначить своевременно терапию. Это такая борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Здесь речь идет не об инновационной технологической задаче, нам интересно отработать именно сервисную модель на многих регионах в кооперации с региональными органами здравоохранения, чтобы провести масштабный скрининг населения.
— Какие регионы России используют технологии «Швабе»? Есть ли проекты по созданию медицинской инфраструктуры под ключ?
— Да, конечно. Продукцию «Швабе» можно встретить практически во всех регионах нашей страны, у нас очень большая номенклатура, и она базовая. То есть наше оборудование востребовано и в первичной медико-санитарной помощи, и в амбулаторном звене, и в базовой работе стационаров, есть в отделениях анестезиологии и реанимации, представлено в диагностических и офтальмологических кабинетах.
Кроме того, мы реализуем проекты под ключ, поскольку в компетенции холдинга входит стройка и оснащение именно медицинских объектов. У нас были крупные проекты, когда в разных регионах были построены перинатальные центры с оснащением под ключ. Для этого даже было разработано некоторое оборудование. Инфекционные больницы. То есть это полностью наши компетенции.
— А насколько востребована продукция «Швабе» за рубежом? Планируете ли вы наращивать экспорт?
— Мы сосредоточены в первую очередь на отечественном рынке здравоохранения. Это большой рынок, тут есть что делать. Тем не менее в разные годы наша продукция поставлялась на экспорт в страны дальнего зарубежья — Европы, Латинской Америки, Индию. Сейчас мы наращиваем взаимодействие с Кыргызстаном, Белоруссией, Узбекистаном, Таджикистаном. Может быть, активно выйдем на экспорт в ближайшее время.