В России сегодня проживает 638 тысяч детей мигрантов, большинство из них ничем не занято, при этом на 82% возросло число особо тяжких преступлений подростков-мигрантов
Российское правительство намерено прописать механизм, позволяющий оперативно получать информацию о детях мигрантов, не зачисленных в школы, в том числе из-за непройденного тестирования по русскому языку. Как отмечает ТАСС, соответствующий проект подготовило МВД России.
Издание пишет, что в документе закреплены правила межведомственного информационного взаимодействия при передаче сведений о несовершеннолетних иностранцах. Информацией в рамках данного процесса будут обмениваться МВД, Минпросвещения, Минцифры, Рособрнадзор и региональные органы власти в сфере образования.
А теперь вдумайтесь — несколько сотен тысяч детей мигрантов в России не поступили в школу в 2025 году, рассказал глава СПЧ при Президенте Фадеев. Причина — введённый в апреле обязательный тест на знание русского языка, который провалили 9 из 10 детей.
«Точной цифры нет, но несколько сотен тысяч детей-мигрантов в России не учатся. Это недопустимая ситуация (...) Отвечают за получение образования детьми их родители. Мы с вами должны вместе продумать, как решить эту задачу», — сказал Фадеев, выступая на круглом столе по теме совершенствования миграционной политики в контексте построения единого рынка труда СНГ.
Несколько сотен тысяч! Это при том, что всего в этом году документы на обучение подали чуть больше 23,5 тысячи детей иностранцев. При этом полный комплект бумаг был только у восьми тысяч детей. До тестирования дошли меньше шести тысяч, и половина из них его провалила.
Вообще же, по данным замглавы МВД России Игоря Зубова, озвученным им в Госдуме, в нашей стране находятся более 638 тыс. детей мигрантов, а половина из них нигде не учится.
Поводы для беспокойства из-за сложившейся ситуации есть, что подтверждает статистика Следственного комитета России. Преступная активность несовершеннолетних мигрантов в I квартале 2025 года выросла на 13%, а в тот же период 2024-го — на 8%.
«При этом в минувшем году на 82% возросло число особо тяжких посягательств подростков-мигрантов», — отметил председатель Следкома Александр Бастрыкин.
Преступность среди всех подростков по итогам первых четырех месяцев года увеличилась на четверть — до 9522 случаев. Число тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних выросла в 1,5 раза. По итогам прошлого года 3785 преступлений несовершеннолетних (из 21 тыс.) были связаны с незаконным оборотом наркотиков.
В последние месяцы произошло несколько нашумевших конфликтов с участием детей приезжих.
Так, 12 апреля в поселке Рамешки Тверской области школьники-мигранты из Таджикистана жестоко избили 9-летнюю девочку в стенах школы — при этом родители пострадавшей жаловались, что администрация школы игнорировала систематические травли.
В Москве малолетние приезжие издевались над жителями ЖК в Бутово. Ножевые ранения получил местный житель. Шайка преследовала детей, набрасывалась на инвалидов.
В апреле в Самаре группа подростков-мигрантов избила до полусмерти 12-летнего сына участника СВО, после чего ребенок был госпитализирован.
Ранее сообщалось и о нападении мигрантов на дочь бойца в Новом Уренгое, а в Алтайском крае двое подростков «неславянской внешности» избили уже самого участника СВО и его супругу. Подобные инциденты происходят в разных регионах по всей стране.
В Новотроицке в Оренбургской области подростки-мигранты отбили у полицейских своего, задержанного за грабёж. 16-летний мигрант избил силовика. Пока полицейские усмиряли агрессора, подозреваемый в грабеже сбежал.
В Рязанской области трое иностранных подростков избили ногами русскую девочку. После нескольких сильных ударов нападавшие заставили её встать на колени.
В Хабаровске приезжие малолетки избили русскую девочку, требовали денег. Соседи жалуются на безобразное поведение членов семьи мигрантов, которые кошмарят целый подъезд дома.
И увы, список можно продолжать.
Мигранты едут к нам не просто работать, многие из них хотят закрепиться здесь и поэтому везут с собой свои семьи, практически в полном составе. Но вот только жить у нас они хотят по своим правилам. Их дети нередко болтаются без дела по торговым центрам, по улицам. Сбиваются в стаи, нападают на детей и взрослых. С этим надо что-то делать? Конечно, надо. Но что и как — думается, что этого не знают даже те, кто должен принимать ответственные решения.
Уже предлагали запретить гастарбайтерам привозить с собой семьи. Но предложение не прошло. Видимо посчитали, что это отпугнёт «незаменимых специалистов», представители власти говорят следующее: «Можем ли мы прожить без мигрантов? Пока нет».
Всё вышеперечисленное, в том числе создание подростковых этнических банд, вызывает беспокойство в обществе, а посему правозащитники и публичные лица вновь заговорили об угрозах для безопасности и интеграции несовершеннолетних мигрантов. Ведь наблюдаемая сегодня картина — сотни тысяч детей мигрантов вне школьных классов — требует самого пристального внимания общества и государства. Но разговоры — это хорошо, но как решать эту проблему? Ответа мы пока так и не услышали ...