Главные новости Онеги
Онега
Сентябрь
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Еще один подъезд к Онежскому озеру перекрыли жителям Карелии

Фотограф и общественник Илья Тимин сообщил, что рядом с Онежским озером владельцы карьера намерены проводить взрывные работы.

— Очередной шлагбаум на старой дороге общего пользования. Прионежье. Знакомые охотники, жители Педасельги, рассказали, что очередную дорогу к Онежскому озеру, которой селяне пользовались исторически, перекрыли очередным шлагбаумом. Чтобы проехать, нужно «договариваться» с охранником, — сообщил Илья.

Педасельга – село, исторически стоящее на тракте «Петрозаводск-Вознесенье». Неформально это начало так называемой «Вепсской волости» – местности компактного проживания вепсов. Село стоит у дороги, водоемов нет, только колодцы и родники. Однако, Онежское озеро для жителей – не чужое.

Из села идет пешеходная тропинка, протяженностью чуть более пяти километров к Пухтинской губе. А еще было два основных подъезда, чтобы и лодку спустить, и недалеко до пляжа идти – один через дачный кооператив «Сосновый бор», а второе – на «106 километре» в сторону Вознесенья (ранее «52 км»). Дорогу через «Сосновый бор» дачники давно перекрыли, лодку там давно не спустить на воду, а до пляжа приходится идти через весь дачный кооператив около двух километров. Оставалась последняя дорога, по которой можно было подъехать к Онежскому озеру – «106» километр.

— Это классическая лесная дорога – после дождей были лужи, но аккуратно даже на легковой машине можно было проехать. Проехать до самого берега, где красивый песчаный пляж у впадающей в озеро реки Петручей. Место культовое для местных рыбаков и жителей Карелии. Здесь исторически находится несколько рыбацких избушек, которые из поколения в поколение имеют «смотрителей» за чистотой берега. И в самом деле – мусора почти нет. Мне это место известно более 20 лет. Именно здесь меня обучал глухариной охоте один из корифеев охоты в местных лесах – Олег Меньшаков. Избушек на берегу в те времена еще не было. Мы к ночи приезжали на берег озера или оставались на лесной дороге, в зависимости от состояния токовища и весенней природы. Разводили костер, встречали ночь и ждали заветное время, когда нужно было выходить на встречу с реликтовыми птицами, — вспоминает фотограф.

От берега до токовища около километра. Глухарей было много. А с Онежского озера эхом летали звуки «сирены» токования тетеревов. Те сидят на последнем льду или шуге и не хотят лететь на местные болота, тоже любуются красотами Онежского озера.

— Когда местные жители рассказали, что теперь свободного проезда к озеру нет, мы решили скататься на разведку. У нас как раз в планах творческая задача – завершить съемку южных берегов Онежского озера для фильма про эти места. На съезде в лес табличка «Проезда к озеру нет». Лесная дорога стала сложной – колея от тяжелой техники, местами засыпанная крупной фракцией камней. Примерно в километре от озера в самом деле стоит шлагбаум. За столиком у времянки на стульчике восседает человек, который по-хозяйски жестом руки призывает подойти к нему. Как оказалось, теперь здесь карьер. Со слов охранника периодически будут производиться взрывные работы. Несмотря на запрет и достаточно агрессивное поведение сторожа и его угрозы применить силу, если я не уберу фотокамеру, нам удалось попасть на берег и осмотреть обстановку, — говорит Илья Тимин.

Шлагбаум перекрывает буквально 200 метров дороги вдоль карьера, после чего старая дорога уходит к озеру, а новая ветка на карьер. На берегу есть автомобили с прицепами и лодками – номера карельские и из других регионов. На вопрос: «Как вам удалость проехать?» — все отвечают по-разному: «По удостоверению», «Я в списках есть», «По разрешению», «Договорился». Одна женщина, вдова погибшего хозяина одной избушки, сказала фотографу так: «Мне удалось договориться, что меня будут пропускать. Как долго это будет действовать, не знаю, но, если что, будем топтать новую тропинку по лесу».

— Карьер «Петручей» по разработке малинового кварцита расположился точно на территории глухариного токовища. Лес вырублен буквально по периметру тока. От края карьера до Онежского озера – около 800 метров. Глухарей здесь теперь нет. Теперь здесь будут регулярно взрывать скалу и вывозить карельский камень. Насколько это скажется на местной фауне в озере и в лесах – оценить сможем только через несколько лет. Или десятилетий. А что касается коренных местных жителей и их права на посещение исторически значимых для их семей мест… На это теперь есть некие «Списки разрешенных лиц» от нового «князя», который прихватил 200 метров общей дороги и поставил шлагбаум. И возможность «поклона» сторожу, чтобы тот поднял шлагбаум и дал проехать к любимому Онежскому озеру и его пляжам, — сетует фотограф.

К слову, вся эта территория входит в Пухтинское охотничье хозяйство Карельского общества охотников и рыболовов. Удалось переговорить с руководством общественной организации. Председатель общества Виктор Трепалин сказал кратко: «Люди, поставившие шлагбаум на историческом месте и запрещающие местным охотникам и рыбакам посещать свои угодья – или глупые, или недальновидные».

Вывод как факт – еще один шлагбаум на пути к Онежскому озеру позволил владельцу карьера в прибрежной зоне второго по величине в Европе пресного озера, обрести личный пляж и персональный выход к ценнейшему водоему. А местные жители все более изолированы от красивых природных мест, куда доступ для них перекрывается под разными предлогами.

— Имело ли право Министерство Природы Карелии выдать в аренду участок леса для карьера со взрывными работами в природоохранной зоне Онежского озера? Возможно министр Янина Свидская сможет разобраться в этой теме? Специально так получилось или случайно, что 200 метров старой общей дороги прошли по краю выделенного участка под карьер, что позволило арендатору поставить шлагбаум? Законно ли это? Имеет ли право владелец карьера полностью перекрывать дорогу? Или это допустимо только в то время, когда непосредственно производятся опасные взрывные работы? Можно ли производить взрывные работы на берегу Онежского озера, где проходит миграционный путь онежского стада краснокнижного лосося и где находятся нерестовые ручьи, впадающие в Онего? Сможет ли Губернатор Карелии или депутаты Карельского Парламента защитить права местных жителей на свободное посещение своих исконных важных для комфортной и привычной жизни территорий? — задает вопросы Илья Тимин.

Напомним, жильцы элитных квартир в Петрозаводске оказались вправе перекрыть дорогу шлагбаумом.


















Музыкальные новости





























СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *