Обожгли огнём. Кубок «Интервидения» сделали за некоторое количество дней до конкурса
Фаворит недавно прошедшего в РФ конкурса «Интервидение-2025» вьетнамец Дык Фук, отрадно улыбаясь на сцене, гордо поднимал над головой хрустальный кубок.
Главную награду для престижного конкурса сделали мастера художественного стекла из городского округа Никольска Пензенской области. Их начальник, академик Российской академии художеств, заслуженный живописец РФ Александр Фокин, сказал “Тема Пенза” о том, почему стеклянного кубка могло и не быть.
Пластмассовая награда
Александр Иванович перед началом беседы попросил уточнить, что этот кубок — не его личная достижене. В работе учавствовали его , живописцы по стеклу Таисия и Антон, а также другие сотрудники.
«Более сорока лет я занимаюсь „стеклянным“ делом, — ведает Александр Иванович. — Оно и понятно: Никольск был и остается российской столицей стекла и хрусталя, с юношества все наши мальчишки желали связать жизнь с профессией художника по стеклу. Потому и мои избрали эту стезю. Не считая того, что это престижно, это ещё и весьма любопытно. Когда видишь, как в твоих руках оживает материал, превращаясь в прекрасные формы, глаз оторвать от этого волшебства нереально!»
Когда мастеру стало понятно, что пришли в профессию всерьёз и навечно, появилась мысль организовать студию художественного стекла. На данный момент в ней работают 11 человек.
«У нас есть собственные печи, на которых наши сотрудники способны выполнить фактически всякую работу, — продолжает заслуженный живописец РФ Александр Фокин. — Фактически, наверняка, конкретно потому к нам и обратились устроители конкурса „Интервидение-2025“ с просьбой сделать кубок фаворита».
Как оказывается, если бы не пензенские мастера, кубок был бы не стеклянный, а пластмассовый.
Отказались все
До мастерской Фокина от производства кубка фаворита конкурса «Интервидение-2025» отказались все профильные компании.
«Сложностей мы никогда не страшились! — утверждает Александр Фокин. — К примеру, прошедшим в летнюю пору мы делали статуэтки для театральной премии „Хрустальная Турандот“, которые были весьма сложными в выполнении. Может быть, устроители „Интервидение-2025“ это знали. Однако 1-ый звонок все же был не от них, а от наших коллег из Санкт-Петербурга, которые также отказались изготавливать кубок и решили обратиться к нам. Спустя некое время на нас вышли уже сами устроители, которые, честно говоря, даже не верили, что за оставшиеся две недели до конкурса мы сможем совладать с поставленной задачей».
Не верили до подобной степени, что «на всякий вариант» сделали пластмассовый кубок, с которым, если бы не команда Фокина, и стоял бы на сцене фаворит из Вьетнама.
«Скажу больше — нам не предоставили ни макет, ни техническое описание. Была в общей сложности только рядовая фото, изображение на которой мы должны были воплотить в жизнь, — вспоминает Александр Иванович. — При этом то, что было изображено, из-за хрупкости хрусталя и предполагаемых размеров, вправду, было нереально воплотить на практике»!
Изначальный эскиз подразумевал сужающийся до тонкой ниточки квадрат, который заканчивался снизу основанием с постаментом.
«Когда мы попробовали сделать изделие в согласовании с рисунком, то в один момент же сообразили, что предлагаемая конструкция является так ненадежной, что может сломаться в узком месте если не по пути в Москву, то на сцене во время церемонии награждения фаворитов, — объясняет академик Фокин. — Оперативно было принято решение об изменении эскиза, который за день согласовали с устроителями. А время неумолимо убегало. В итоге нам осталось в общей сложности 10 дней».
10 дней, за которые было надо успеть сделать железные формы, выдуть само изделие, потом его склеить, позже отполировать и так дальше. В кулуарах конкурса было принято решение достать и приготовить тот пластмассовый кубок.
Важная победа!
Однако никольские мастера старались изо всех сил!
«В это время нам приходилось ночевать в мастерской, ведь мы не могли допустить того, чтоб наша страна на вручении кубка показала себя не с ведущей стороны, — продолжает Александр Николаевич. — Однако время неслось как безумное! Конкурс был должен пройти 20 сентября, а к 13 числу кубок всё еще находился в обработке. Устроители настаивали на том, чтоб уже 15 сентября приз был доставлен в Москву».
Команда Фокина с ним во главе решили форсировать ситуацию и уйти от обыкновенной для подобных случаев ручной полировки, а прибегнуть к экстремальной «пламенной» обработке.
«Если бы не профессионализм наших умельцев, то уместной была бы поговорка „пан, либо пропал“, — признаётся заслуженный живописец РФ. — Однако мы всё же были убеждены в собственных силах. И совладали! Однако конкретно в этот момент перед нами встала еще одна проблема — это дорога. Кубок недозволено было отправлять обыкновенной либо даже некий специальной почтой — в дороге он мог сломаться. Требовалось отыскать надёжного человека, который взялся бы за такую доставку».
Им стал самый обыденный шофер рейсового автобуса, который, понимая всю серьёзность ситуации, не побоялся возложить на себя тяжеленную гору ответственности.
В итоге всё прошло как недозволено лучше! Кубок в Москве встретила дочь Александра Ивановича Таисия, которая и доставила его устроителям.
Фокина и его команду на сам конкурс не пригласили. Однако «Интервидение-2025» они смотрели по телеку. И совместно с вьетнамцем Дык Фуком радовались, что и у них сейчас тоже есть подобная большая и важная победа.
Дипломы Союза живописцев (2005г., 2010г., 2013г.), Диплом Интернационального симпозиума по гравированному стеклу (г. Каменецкий Шенов, Чехия, 2005г.), Золотой нагрудный символ Союза живописцев Российской Федерации (2011г.), Благодарность Союза живописцев Российской Федерации (2013г.).
Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль РАХ (2004г.), Медаль «Достойному» РАХ (2009г.), Благодарность РАХ (2006г., 2011г., 2013г.), Золотая медаль РАХ (2012г.), Медаль «Шувалов» РАХ (2018).