В Астрахани оценщик продолжает доказывать в суде невиновность в мошенничестве с землей
И в участии по сговору
В Астрахани завершается судебное разбирательство по делу о мошенничестве при оформлении субсидий ДОМ.РФ в отношении оценщика Алексея Макарова и риелтора Хаялы Тахтровой.
Ранее «Арбуз» освещал ход следствия по этому уголовному делу, в котором Макаров предоставил доказательства своей непричастности к предполагаемому преступлению, просил провести дополнительные проверки и экспертизы. Следственные органы оставили его доводы без внимания, отказали в проведении дополнительных экспертиз. Дело передали на рассмотрение в суд.
В ходе судебного следствия Макаров подал 8 ходатайств о возврате дела прокурору на основании процессуальных нарушений, неверной фабулы обвинения, недоказанного умысла преступления и других весомых аргументов. Суд в удовлетворении ходатайств отказал.
В судебном заседании дали свои пояснения специалисты и эксперты в области оценки. Валерий Могила (эксперт СРО РОО) по заданию РОО провел экспертизу отчетов об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности, верности определения стоимости участков. По результатам экспертизы оценщик не нарушил законодательство при составлении отчетов, стоимость определена верно. Также эксперт был допрошен в судебном заседании, пояснив свои выводы экспертизы.
Экспертиза эксперта Андрея Лисицкого организации АНО «Спектр» о стоимости земельных участков тоже показала, что Макаров оценил земельные участки верно. Стоимость, определенная Макаровым, находится в допустимом законодательством диапазоне. В судебном заседании специалист также лично подтвердил свои доводы.
Эдуард Бобунов, член Экспертного Совета Ассоциации «Экспертный совет» с 2016 года. Также является руководителем Пермского отделения Ассоциации «Экспертный совет». До этого с 2007 года был членом СРО Российское общество оценщиков, членом Экспертного Совета СРО РОО. Один избирательной цикл был вице-президентом СРО РОО по региональной политике пояснил суду, как проводится оценка земельных участков, что такое презумпция достоверности оценки. Т.е. отчет оценщика считается верным, пока в судебном или ином законном порядке не установлено иное. Вместе с этим, специалист отметил, что отчет оценщика не является для банка единственно верным документом, определяющим стоимость. Банк всегда проводит свою проверку стоимости, может написания замечания оценщику с требованием скорректировать стоимость объекта недвижимости. А с недавнего времени Сбербанк вовсе по определенной категории объектов не требует отчет об оценке, а определяет стоимость самостоятельно. Что подтверждает незначительную роль отчета об оценке при решении банка о выдаче кредита.
Рецензент Вискалин в своей рецензии на экспертизу следствия, выполненную экспертом Джантуриевым описал многочисленные ошибки, нарушения, которые существенно повлияли на его выводы и существенно занизили стоимость земельных участков.
Также в защиту Макарова были предоставлены лингвистическая экспертиза трех телефонных переговоров оценщика Макарова и риелтора Тахировой, результаты которой показали, что в них отсутствовали и элементы сговора, распределения, ролей, умысла и осведомлённости Макарова о предполагаемом преступлении.
Экспертиза телефона, принадлежащего ООО НА «Эксперт-Сервис», лингвистическая экспертиза текстовых сообщений, аудио сообщений между Тахировой и директором Общества, которая тоже подтвердила подлинность сообщений, техническое отсутствие вмешательство в устройство, отсутствие сговора между обвиняемыми, отсутствие осведомленности Макарова о предполагаемом преступлении, отсутствие умысла Макарова.
В ходе судебного следствия Макаров заявлял ходатайства о назначении судом в любую экспертную организацию на усмотрение суда финансово-экономической экспертизы отчетов об оценке, лингвистической экспертизы телефонных переговоров, компьютерно-технической экспертизы смартфона, принадлежащего Обществу, демонстрируя этим, что не боится их результатов, заинтересован в справедливом рассмотрении уголовного дела. Суд удовлетворении ходатайств отказал. Вместе с этим, просил предоставить на обозрение суда остальные 96 телефонных разговоров с риелтором за все время работы с ней, которые свидетельствовали об отсутствии сговора подсудимых. Следователь Эйнуллаев на запрос суда отказал в предоставлении оперативно-розыскных материалов.
Как утверждает сторона защиты, без внимания остались и допросы свидетелей о том, что показания они давали под давлением следователя Эйнуллаева, который фактически давал им подписывать готовые составленные документы. «Обещал, если подпишут в таком виде, ничего им не будет», — поясняет Макаров.
Сама обвиняемая риелтор Хаяла Тахирова в своем допросе указала на то, что в качестве смягчающего обстоятельства следователь предложил подписать ей досудебное соглашение, составленное им, от которого она отказалась, поскольку изложенные в нем факты были сильно искажены и не соответствовали действительности. «Я согласна была подписывать только то, что было на самом деле, а не то, что написал мне следователь», — пояснила Тахирова.
Сейчас судебное следствие подошло к финальной стадии. Макарову грозит до 10 лет лишения свободы. Сам обвиняемый уже не надеется на справедливость приговора.
«Судебные заседания назначались очень часто, практически каждый день, что лишало нас права на объективное и всестороннее рассмотрение материалов, подготовка к судебным заседаниям проходила в авральном режиме, учитывая, что мне еще необходимо было работать, чтобы содержать семью, оплачивать услуги адвокатов. В удовлетворении ключевых ходатайств нам отказано, это явно указывает на то, что им нужно быстрее закончить это дело, а не разбираться в нем», — считает Алексей Макаров.
Сообщение В Астрахани оценщик продолжает доказывать в суде невиновность в мошенничестве с землей появились сначала на АРБУЗ.
