Люди и людоеды
Игорь Панин
Владимир Гордиенко. Камчатка: плюс девять часов. – Петропавловск-Камчатский: 2024. – 256 с.: ил. – 1000 экз.
Однажды в детстве, роясь на полках провинциальной библиотеки, которой заведовала моя бабушка, я обнаружил в разделе приключенческой литературы книгу с таинственным и труднопроизносимым названием – «Леопард из Рудрапраяга». Имя автора – Джим Корбетт – ни о чём мне не говорило, а вот обложка обещала захватывающую историю: бамбуковые заросли в багровых тонах заката и большая пятнистая кошка, то ли лакающая воду, то ли изготовившаяся к прыжку. Разумеется, книгу я проглотил за пару дней, открыв для себя невероятного человека – подданного Британской империи, полковника, охотника, ликвидатора людоедов в Индии, который отлично владел не только огнестрельным оружием, но и пером.
Сейчас можно заказать по интернету любую книгу, а прежде люди годами разыскивали нужные им издания. Не скажу, что я целенаправленно занимался поисками сочинений Корбетта, но всё, что было издано в нашей стране, я со временем прочёл: «Храмовый тигр», «Кумаонские людоеды», «Наука джунглей» и др. Неудивительно, что бесстрашный полковник стал для меня кумиром и идеалом охотника. Более тридцати тигров и леопардов, официально признанных людоедами, были застрелены им в первой половине ХХ века. Вполне возможно, что в книгах он слегка приукрашивал свои приключения, однако ведь и против статистики не попрёшь.
Для чего такое долгое вступление? Оно необходимо. Потому что сейчас мы поговорим о медведях. Потому что мы живём в России. Потому что на огромных просторах нашей страны ежегодно от клыков и когтей косолапого хищника погибают несколько десятков человек. И, конечно, люди, отстреливающие медведей-людоедов, не должны быть обойдены вниманием. Один из них – камчатский охотник, охотовед и биолог Владимир Гордиенко. Подчёркиваю, не только охотник, но и учёный, который знает о медведях всё или почти всё. В соавторстве с Татьяной Гордиенко он выпустил книги «Бурый медведь Камчатки» (2005) и «Медведи Камчатки: основы безопасного общения» (2019). На его счету многочисленные публикации, лекции, киносъёмки, а также работа в Минприроды Камчатского края и в Кроноцком заповеднике.
Книга «Камчатка: плюс девять часов», которая составляет предмет нашего разговора, – не научная, а художественная. Здесь Гордиенко предстаёт в образе рассказчика, повествуя о буднях охотника-промысловика, охотника-гида, охотника-ликвидатора. Плюс девять часов – это, как можно догадаться, разница во времени между Москвой и полуостровом. Так называется и тема Гордиенко на одном из самых популярных российских оружейных порталов, где эти тексты публиковались в ранних вариантах, будучи представленными охотничьему сообществу, оценившему их довольно высоко. «В жизни не собирался иметь дело с медведями. Боялся их. Но ещё больше я не собирался становиться писателем», – сообщает в предисловии Владимир Гордиенко. Впрочем, он добавляет, что ему приходилось писать для СМИ и даже удалось победить в региональном журналистском конкурсе. Так что перед нами совсем не опыты новичка.
Серьёзная ценность данных рассказов в том, что все они автобиографичны. Гордиенко так часто проводит время в окружении медведей, что ему нет нужды выдумывать увлекательные истории и прорабатывать сюжетные линии. Он, как говорится, пишет исключительно с натуры. И это лучшее чтение для человека, интересующегося медвежьей охотой. Мало у какого отечественного автора она показана столь скрупулёзно и при этом в различных вариантах. Конечно, есть об этом рассказы Льва Толстого, Михаила Пришвина, не забыт трактат Андрея Ширинского-Шихматова «По медвежьим следам», довольно популярен роман Григория Федосеева «Злой дух Ямбуя», неподдельный интерес вызывает у читателей «медвежья энциклопедия» Михаила Кречмара «Мохнатый бог». И всё-таки книгу рассказов Владимира Гордиенко я бы поставил особняком.
Для художественной прозы здесь слишком много бытовых и технических деталей, подробностей, которые обычный писатель не стал бы включать в текст, посчитав их малозначимыми и перегружающими повествование. В то же время для документалки тут чрезвычайно много размышлений, описаний природы, лирических отступлений. Гордиенко работает как бы на стыке жанров. Не худлит, но и не документалистика. В этом можно найти как плюсы, так и минусы. Но мы не станем этого делать, поскольку моя рецензия также выходит за рамки жанра. Нужно отметить немало такого, что не уместилось бы в стандартный отзыв о книге.
Я не просто так начал с прославленного ирландца, поскольку в моём понимании Владимир Гордиенко – это русский Джим Корбетт. Конечно, есть нюансы. К примеру, чампаватская тигрица, с которой расправился Корбетт, убила более четырёх сотен человек, а уже упоминавшийся рудрапраягский леопард – более ста. Но проводить параллели с Индией начала прошлого века будет не слишком корректно. Британская колониальная администрация не разрешала индусам владеть огнестрельным оружием, да и сами они испытывали суеверный страх перед большими кошками, часто даже не пытаясь сопротивляться. У нас же всё иначе. Дальневосточные тигры и леопарды, да и бурые медведи в целом, не имеют возможности стать крупными «серийными убийцами», поскольку наш народ способен за себя постоять, а к тому же и сам не прочь поохотиться на опасного зверя. А если вдруг обнаруживается случай людоедства, в дело вступают профессионалы, задача которых – уничтожить животное, переступившее роковую грань.
Об этом Гордиенко и пишет: «Видимое в десяти метрах отсюда пятно укатанной осоки было заляпано по краю почерневшими уже пятнами крови. Стало не по себе: крови было немного, но ведь она человеческая, парень, оставивший её, уже неживой, и убил его медведь, которого теперь нужно убить нам». При этом природная скромность не позволяет ему пиариться на данной тематике. А ведь легко мог бы назвать свою книгу «Людоеды Камчатки», собрав под одной обложкой исключительно медвежьи рассказы. И сейчас мы бы имели всероссийский бестселлер, который уже переводился бы на ведущие мировые языки. Но не медведями едиными живёт Владимир Гордиенко. В соавторстве с Владимиром Филем он написал ещё и книгу «Лось Камчатского края» (2009). Да, его интересуют и лоси, и горные бараны, и даже зайцы.
Книга «Камчатка: плюс девять часов» посвящена не только медведям. Но часто всё сводится именно к ним. Вот хотя бы: «Идём за баранами. Ну это громко сказано. В верховьях этой речки я не был уже лет десять, баранов там может и не быть… Тропа местами совсем не читается, тальник и ольха задавили её наглухо, и даже там, где она есть, приходится сгибаться в три погибели до высоты медвежьей холки (косолапые поддерживают отдельные отрезки дороги в рабочем состоянии). Их разнокалиберные следы и помёт нас совсем не интересуют…» А сам рассказ называется «Медведь, которому я совсем не понравился». И можно легко догадаться о развитии сюжета.