«Бизнес новости» провели день в мастерской «Том Сойер Феста»
С осторожностью обходишь старинные предметы. Каждому из них — сто, а то и двести лет. Работа здесь может длиться до бесконечности. Это постоянный, неторопливый процесс. «На этом наличнике уже очищена краска. Дальше будем продумывать, чем и как покрывать — для улицы или для внутренних помещений», — поясняет руководитель движения ТСФ на Вятке Елена Кустова.
Мне поручили собрать необычный пазл. Склеить рассыпавшиеся детали наличника, стягивая их струбцинами. «Смотри, как прижалось ровно или неровно? Сошлись детальки?» — помогает опытный участник движения. Работа оказалась увлекательной, но не простой. Нужно было приноровиться к инструменту, чтобы не повредить хрупкие элементы.
Пока клей схватывается, мне показывают другую магию. На стол кладут комок грязной, спекшейся бумаги, найденный на чердаке дома Вахрушева. Его нужно развернуть, но сначала — очистить.
Вооружаешься мягкой щеткой и начинаешь тихонько, уголок за уголком, сметать вековую пыль. Процесс завораживает. Из-под грязи проступают буквы: «Вятской губ... Село Вознесенское-Вахрушевых… передать Клавдии Т...». Чувствуешь себя археологом, откопавшим послание из прошлого.
«Сначала я смачиваю водой, смотрю, как реагируют чернила, расплываются или нет, — делится тонкостями реставрации Елена Кустова. — Очень важный принцип — обратимость. Всё, что ты сделал, должно быть обратимым». Это означает, что если что-то пошло не так, можно аккуратно вернуться назад, не навредив экспонату. Бумагу промазывают клейстером, накладывают «заплатки» из специальной бумаги. «Вчера откопали документы, а сегодня уже его реставрируем», — говорят здесь с гордостью.
Вокруг — не просто мастерская, а целая лаборатория. Кто-то занимается лепниной, кто-то разбирает стопку старых фотографий. Каждый находит своё. «Всё делается силами волонтёров. Бывает, трое-четверо приходят — и этого хватает, чтобы работа кипела, — говорит Елена Кустова. — Когда профессор берёт молоток и идёт отбивать штукатурку, как на доме в Вахрушах, или клеит деревянные детали — это свидетельство того, что здесь происходит действительно что-то важное».
Хотите расслабиться от сложной работы — приходите. Вас научат и строгать, и вырезать, и чистить от краски старинные наличники. В тишине, которую нарушает только постукивание молотка да скрип старых досок, забываешь о внешнем мире. «Главное — тишина. Два стула берите и присоединяйтесь», — шутят мастера. Забываешь и о чашке кофе, которая так и стоит рядом, давно остывшая и нетронутая.
Уезжаешь отсюда с лёгкой, приятной усталостью в мышцах, с тонким запахом дерева на одежде и с неожиданным чувством глубокого покоя. Ты не просто увидел экспонаты. Ты пропустил историю через кончики пальцев, держа её в руках. Здесь ждут каждую пару рук. Настоящее наследие живёт не за стеклом витрины. Оно здесь — в тёплой, шершавой, живой поверхности дерева, которое на твоих глазах возвращают к жизни.
Напомним, мастера «Том Сойер Феста» выиграли грант на проект, благодаря которому уже скоро в разных уголках города появятся шесть старинных наличников.
Дарья Булдакова.
